Новая коммуникационная среда порождает интерес к исследованию особенностей циркулирующей информации, транслятором которой выступает журналист. На фоне всеобщей информатизации возрастает интерес аудитории к отечественной блогосфере. Выпускная квалификационная работа Маташиной Дарьи Олеговны посвящена актуальной и значимой теме, перспективной, с точки зрения, теории журналистики и массовых коммуникаций, востребованной, с позиции современной медийной практики. Это связано со следующими обстоятельствами. Медиасфера подвержена динамическим трансформациям, характер которых обусловлен развитием и усложнением информационно-коммуникативных технологий, распространением принципов сетевой организации, переходом публичных коммуникаций в онлайн среду, изменением характера участия граждан в глобальном и локальном информационных обменах. Как отмечает дипломантка, «Интернет за счет значительного расширения своих возможностей способствовал увеличению роли журналистов, появлению ньюсмейкеров или так называемых мультимедийных универсалов. Другими словами, новые задачи, стоящие перед журналистикой, и новые вызовы индустрии сформировали иных специалистов и профессионалов, основной результат деятельности которых стал напрямую зависеть от работы в сетевом пространстве» (с.9). В таких условиях проблематика, связанная с журналистским блогингом как средством профессиональной журналистской коммуникации, рассматриваемая в различных аспектах – правовом, организационном, морально-этическом, технологическом и т.д., безусловно, заслуживает самого пристального исследовательского внимания. Автор ВКР отмечает, что в начале нынешнего тысячелетия российская наука осуществляла подробные исследования виртуального пространства, изучала блогосферу и виртуальную журналистскую коммуникацию. Соискатель подчеркивает, что «компаративные исследования российской и американской практики журналистского блогинга как способа реализации права личности на свободу в массовой коммуникации практически отсутствуют» (с. 6). В выпускной квалификационной работе представлена одна из первых попыток сопоставительного анализа особенностей функционирования блогов российских и американских журналистов, что и определяет ее новизну в научном пространстве. Дипломантка избирает объектом исследования личные блоги профессиональных журналистов, размещенные на популярных платформах, и журналистские блоги при сетевых изданиях. Предмет исследования: мультимедийный контент и языковые особенности блогов российских и американских журналистов, а также принципы взаимодействия автора (журналиста) и целевой аудитории блога. Предметно-объектное поле определяет следующую цель научной работы: выявить степень реализации коммуникационной свободы личности журналиста в российской и американской блогосфере. Рецензируемая работа имеет логичную структуру, включает в себя введение, две содержательные главы, заключение, список литературы, а также приложения. В первой главе автор описывает теоретико-методологический аппарат исследования, в частности, определяет и операционализирует категорию «блог», выделяя уровни ее изучения, представляет типологию блогов, анализирует особенности аудиторного фактора, рассматривает правовые принципы регулирования и законодательные ограничения коммуникационной свободы личности в интернет - среде. Автор дипломного сочинения систематизирует различные трактовки терминов, актуальных для СМК, раскрывает историю введения категориального аппарата в научный оборот. Все содержание данной части научной работы логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из трудов авторитетных зарубежных и российских ученых. Убедительно используется дипломанткой исторический метод исследования. Достоинствами работы можно считать скрупулезность и внимание автора к деталям и подробностям, всесторонний и глубокий анализ теории вопроса. Теоретические работы, рассмотренные в первой главе исследования, послужили серьезной и основательной базой для эмпирической части дипломного сочинения, которая, сохраняя практическую значимость и глубину, представляет одновременно увлекательную историю блогосферы, которая интересна для широкой и разноплановой аудитории. Вторая глава носит эмпирический характер. В ней Дарья Олеговна Маташина анализирует блоги журналистов на популярных платформах, и блоги в структуре российских и американских сетевых изданий: персональный сайт Владимира Соловьева и его микроблог в Twitter, персональный сайт Ларри Кинга и его микроблог в Twitter, рубрика «Блоги» в онлайн-версии газеты «Московский Комсомолец», рубрика «Блоги» в онлайн-версии газеты Star Tribune, рубрика «Блоги» на сайте радиостанции «Эхо-Москвы», материалы онлайн-версии газеты The New York Times. О глубине исследовательской работы Дарьи Олеговны говорит количество просмотренных записей – 513 и аналитический характер обработки данных контент-анализа, лексическо-стилистического анализа и других методов исследования, которые представлены в ВКР. Сравнительный анализ российского и американского блогинга позволяет сделать обоснованные выводы: «российский опыт направлен на полное погружение читателя в информационный поток, в то время, как американский опыт точечно вовлекает в тему, используя при этом развлекательные элементы. Таким образом, практика ведения блогов российскими журналистами показала, что нередко авторы используют эту площадку для провокации читательской аудитории. Опубликованные им посты эмоциональны и субъективны, нередко выражают гражданскую позицию журналистов по тому или иному вопросу. Американские коллеги используют блоги в структуре онлайн-изданий для решения других задач: например, для развлечения или просвещения. Кроме того, блог в американских СМИ – дополнительный способ привлечь аудиторию к платной подписке издания» (с. 65, 67). Дарья Олеговна владеет методикой создания научного текста, который подкупает своей глубиной, логикой, стилистическими особенностями, сочетанием вербального и визуального ряда в приложениях. В то же время, хотелось бы пожелать автору ВКР использовать табличные обобщения, инфографику в ходе анализа блогосферы как средства профессиональной журналистской коммуникации. Данная методология расширяет возможности восприятия научного контента, углубляет аналитические возможности исследователя. Впрочем, это субъективное восприятие рецензента, и автор ВКР вправе иначе композиционно структурировать научную работу. Заимствования, зафиксированные системой Blackboard, носят технический характер. Выпускная квалификационная работа Дарьи Олеговны Маташиной является завершенным концептуальным исследованием, которое соотвествует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает высокой оценки. Рецензент: доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидат социологических наук Л. П. Марьина