РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Куплиновой Кристины Владимировны по теме «Семантическое поле “Космос” в ключевых словах эпохи (по материалам газеты “Правда” 1950-1961 гг.) Выпускная квалификационная работа Кристины Владимировны Куплиновой посвящена весьма актуальной теме исследования ключевых слов текущего момента и эпохи как отражения культурного сознания массового читателя. Следует отметить, что для такого исследования автором выбран интересный временной период, один из ключевых для формирования национальной картины мира – эпоха великих достижений в сфере космоса. С этим связано богатство эмпирического материала, представленного в работе. О том насколько значимый и интересный материал попал в руки начинающего исследователя, можно судить хотя бы по лексическому материалу, продемонстрированного в схеме лексико-семантического поля «Космос», представленного в Приложении к выпускной квалификационной работе Кристины Владимировны. Определение составных элементов этого поля по материалам газеты «Правда» 1950-1961 гг. является одним из несомненных достижений предпринятого исследования. Безусловно, работа по выявлению ключевых слов потребовала от Кристины Владимировны кропотливого труда по обработке эмпирического материала. Так, на с. 37 мы находим следующее свидетельство движения мысли исследователя: «Если быть точным, слово космонавтика стало использоваться раньше, чем космонавт. Значит ли это, что космонавтика – искусство космоплавания…, а космонавт тогда – производное от космонавтики…?». Этот вопрос остаётся без ответа. Как и многие другие, возникающие при критическом чтении работы. В этом заключается один из самых существенных недостатков представленного исследования: Кристина Владимировна, к сожалению, в большинстве случаев не идёт дальше описания (отметим, выполненного качественно) эмпирической базы исследования. Например, при анализе ядра и центра семантического поля (с. 26-30) мы не обнаруживаем как такового анализа контекстов употребления слов, что является неотъемлемой частью подобных исследований. Таким образом, задача по определению места составляющих элементов семантического поля в языковой картине мира, поставленная автором во введении, представляется решённой не в полной мере. Следует отметить несомненную увлечённость Кристины Владимировны темой исследования, о чём свидетельствуют многочисленные обширные этимологические и исторические справки к выявленным ключевым словам. Однако чаще всего такой личной увлечённости недостаточно для создания логически выверенного исследования. В представленной работе наблюдаются нарушения логики изложения: например, на с. 7 понятие «функционально-семантическое поле» вводится после его первого употребления в предыдущем абзаце без всяческих пояснений, на с. 9 неясно, каким образом автор в пределах одного абзаца переходит от типов парадигматических отношений к методам исследований разных типов полей. Такие нарушения логики создают впечатление излишней поспешности выполнения работы. Это впечатление дополняется и оформлением ссылок на результаты других исследований в этой области. Так, автор в ряде случаев обращается к пересказу исследовательских точек зрения, выполненному в других работах. Особенно странно это выглядит при пересказе позиции Ю. Н. Караулова, работы которого являются ключевыми в научной области, интересующей Кристину Владимировну, со ссылкой на работу З. Д. Поповой (с.11). Несмотря на отмеченные недостатки, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, а её автор, Кристина Владимировна Куплинова, заслуживает положительной оценки и присуждения ей квалификации бакалавра по направлению «Журналистика». «24» мая 2018 г. Старший преподаватель кафедры медиалингвистики СПбГУ, кандидат филологических наук Щеглова Екатерина Александровна