ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА на ВКР ХАЛИКОВОЙ Карины Маратовны «Социальные медиа в электоральных процессах: методики и эффективность» Кафедра теории журналистики Очно-заочная форма обучения Рецензируемая работа несомненно представляет научно-практический интерес. Карина Маратовна обращается к теме, актуальность которой обусловлена рядом факторов. Во-первых, в настоящее время социальные медиа из феномена, появившегося вместе с повсеместным распространением Интернета, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Соответственно, возрастает влияние таких платформ и сервисов на общественно-политические процессы различных уровней. Во-вторых, актуальность ВКР определяется необходимостью изучения практики применения в современной российской политике возможностей социальных медиа, а также выявления факторов их эффективности в электоральных процессах. Композиция дипломного сочинения Карины Маратовны отличается здравым академизмом, логикой, обоснованностью расположения материала. В вводной части определены цель и задачи. Их формулировка показывает, что студентка понимает масштабность представленной цели и сложность поставленных задач. Для их решения разработана соответствующая методология и использована теоретическая и эмпирическая базы исследования. Основные положения, выносимые на защиту свидетельствуют о наличии у автора собственной научной позиции. Они соответствуют цели и задачам исследования. Автором ВКР изучен достаточно большой массив научной, справочной, профессиональной литературы – это свидетельствует о хорошей научной подготовке студентки. Достоверность полученных выводов и результатов обоснована обращением автора и ко многим источникам, включающим разнообразный фактологический и статистический материал.  Тщательность отбора материала и источников позволила Карине Маратовна логически последовательно изложить свою точку зрения по исследуемым аспектам проблемы, что свидетельствует о серьезном подходе к разработке плана исследования и его продуманности. В теоретической части работы автор дает развернутый обзор существующих понятий и типологий социальных медиа, а также рассматривает такие платформы как коммуникативные ресурсы политики. Во второй главе на конкретном кейсе (президентские выборы 2018 г.) анализируется практика применения социальных медиа в электоральных процессах. Проведенное исследование позволило автору сформулировать несколько оригинальных выводов. В частности, Карина Маратовна выявила две основные методики воздействия на электоральную практику посредством социальных сетей: воздействие через вирусные ролики на YouTube; воздействие через спецпроекты. По мнению автора, при формировании контента используются следующие механизмы и приёмы воздействия на аудиторию: замалчивание невыгодной информации, эксплуатация стереотипов, драматизация событий, использование ярких образов, встраивание в толпу, а также подтасовка фактов. На основе анализа представленной работы следует отметить, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Вместе с тем, хотелось бы указать на несколько замечаний, спорных положений и пожеланий. Как мне показалось, первая глава работы выглядит немного хаотично и перегружена примитивными и, в то же время, спорными суждениями. Например: «Одним из самых значительных средств донесения информации в современном мире стало появление тех медиа, в которых роль источника выполняет пользователь». Или: «Некоторые исследователи говорят о том, что социальные сети – существенная часть социальных медиа». Или: «Социальные медиа становятся важным посредником не только в экономической, социальной и культурной сфере, но и в сфере здравоохранения». Собственно, понятиям и типологии социальных медиа посвящено 5 страниц, а дальше идет рассказ о наиболее популярных платформах. Одним из основных выводов по первой части исследования у автора (в заключении) является следующее: «Социальные медиа – это сайты и медапроекты (наверное, Карина имела ввиду «медиа-проекты»)», с помощью которых люди обнаруживают, читают и комментируют информацию». Здесь конечно не поспоришь – социальные медиа действительно являются многоуровневыми сайтами и, в каком-то смысле, медиа-проектами. Но все-таки в рамках научной работы я ждал более оригинальных и «научных» выводов. И далее: «Социальные медиа функционально приближены к сетевым изданиям. Они отличаются от сетевых изданий возможностью корректировки опубликованных данных, интерактивностью, возможностью поддержки мультимедиа, быстрой доступностью предыдущих материалов по теме». Мне кажется, что описанные характеристики как раз типичны и для сетевых изданий. Работа местами небрежно оформлена. В частности, это касается ссылок (в особенности на сетевые источники) и различных «ляпов», типа: «Опубликова информация как о действующих кандидатах в Президента России, так и различные мемы о политической жизни с определённой окраской и точкой зрения, которую автор вложил в данное изображение» (стр. 37). Приведенные выше замечания никак не умаляют достоинств работы, а именно – самостоятельности исследования, творческой инициативности, перспективности дальнейшей разработки. Дипломное исследование Халиковой Карины Маратовны «Социальные медиа в электоральных процессах: методики и эффективность» выполнено на хорошем уровне, соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Бекуров Руслан Викторович, доцент, кандидат политических наук