Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Ионовой Надежды Сергеевны «Антикризисные коммуникации в IT-компаниях на примере сайта ВКонтакте» Ионова Н.С. начала обучение в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ в 2013 году. В течение всего периода обучения проявляла себя как ответственный и предупредительный студент, рационально принимающий критику и считающий это поводом улучшить свои профессиональные знания и умения. Надежда является автором следующих курсовых работ: «Анализ потребительской мотивации студентов вузов Санкт-Петербурга при выборе ноутбуков» (зачет), «Специфика визуализации в политической рекламе на примере кампании Дональда Трампа» (хорошо), «Коммуникационный аудит ООО «ВКонтакте» (отлично). Уже с первого курса Надежда активно участвовала в организации таких мероприятий Института, как «Масс-Медиа Перспектива» и «PolitPRpro», за что получила благодарственные письма и бесценный опыт. Помогала в организации и проведении ежегодного «Baltiс PR-weekend» (2013 и 2014 гг.). Надежда проходила учебно-ознакомительную практику в Приёмной комиссии Университета. Первую производственную практику — в компании «Интерсервис» (транспортные услуги коммерческим, государственным и негосударственным организациям). Надежда выполняла обязанности контент-менеджера сайта и группы ВК: писала статьи и посты, обновляла базу данных клиентов, разрабатывала и распространяла презентационные материалы компании. Вторую производственную практику проходила в Фонде развития Интернет-инициатив — акселераторе ФРИИ (лучшая программа в России для ускоренного развития бизнеса в Интернете). После практики во ФРИИ осталась там работать под началом однокурсницы Дарьи Кист. Участвовала в организации огромного количества мероприятий, самое крупное и массовое — Spb Startup Day (более 1300 человек). Все руководители практик оценили работу Надежды наилучшим образом — на отлично. С 2014 года Ионова Надежда работает ООО «ВКонтакте». Это определило профессиональные и научные интересы автора выпускной квалификационной работы. В ее обязанности входит: помощь пользователям, общение с партнерами, поддержка миллионных пабликов-представительств ВКонтакте, участие в организации и проведении мероприятий: VK Fest, Хакатон, прямые трансляции со звездами и популярными футболистами и т.п. Поэтому тема диплома была выбрана не случайно -- за годы работы в крупной IT-компании Надежда стала свидетелем и участником нескольких серьезных кризисов. Работая над подготовкой выпускной квалификационной работы, Надежда изучила теоретические подходы к понятиям коммуникация, кризис, антикризисные коммуникации и антикризисный менеджмент. Ознакомилась с тенденциями в развитии кризисных коммуникаций в эпоху Интернета. Во второй главе проанализировала коммуникации компании ВКонтакте в кризисных ситуациях на примере конкретных кейсов. Достоверности и весомости работе придает тот факт, что автор не только наблюдала, но и участвовала в разрешении кризисных ситуаций, анализируемых в работе. Надежда Сергеевна проявила основательный подход в работе над источниками, профессионально и творчески подошла к разработке практической части. Выводы и рекомендации могут быть полезны не только специалистам в области связей с общественностью, но и руководителям IT-компаний Надежда чутко прислушивалась к рекомендациям и комментариям научного руководителя, все указания выполняла не всегда в срок, но надлежащим образом, и заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Г.К. Панкова