Актуальность работы Надежды Сергеевны Ионовой не вызывает сомнения. Чем дальше человечество продвигается в XXI век — техногенный, электронный, цифровой — тем больше развивается поле кризисных ситуаций. Любой бизнес должен подстраиваться под стремительно меняющуюся информационную среду, но особый спрос с «программистов» и «навигаторов» (в терминологии М. Кастельса) нашего дивного нового мира — компаний, работающих в IT-сфере. Цель рецензируемой дипломной работы — выявить закономерности и ключевые характеристики кризисных коммуникаций IT-компании. Автор ставит и последовательно решает следующие задачи: • изучить терминологическую и методологическую базу современной теории кризисных коммуникаций; • проанализировать особенности кризисного менеджмента, предложенные в рамках различных парадигм теории кризисных коммуникаций; • выделить характерные черты кризисных коммуникаций IT-компаний в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства; • адаптировать классические теории кризисных коммуникаций к области коммуникаций IT-компаний; • выявить характеристики кризисных коммуникаций одной из самых популярных социальных сетей — сайта ВКонтакте. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и шесть приложений. Во введении Надежда Сергеевна обосновывает актуальность, практическую значимость и новизну своего исследования, определяет его объект и предмет, ставит цель и формулирует на основе нее пять задач. Также во введении представлены теоретическая и эмпирическая база выпускной квалификационной работы, основные методы исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения кризисных коммуникаций. В ней представлены современные теоретические подходы к понятию кризиса и кризисных коммуникаций. Здесь же дается обстоятельное описание кризисных коммуникаций в эпоху Интернета. Во второй — практической — главе автор подробно рассматривает кризисные коммуникации социальной сети ВКонтакте. Надежда Сергеевна дает краткую характеристику этой компании и анализирует несколько кризисных ситуаций, среди которых «падение» сервиса в феврале 2018 года в связи с отключением электроэнергии и в июле 2014 года из-за аномальной жары, случайное предоставление доступа рядовым пользователям к модераторским функциям вследствие ошибки одного из сотрудников, а также слухи о закрытии сайта. В заключении автор описывает результаты проведенной работы и делает несколько выводов, ключевой из которых состоит в том, что современные IT-компании должны учитывать ежесекундно меняющееся информационное поле и оперативно реагировать на любые кризисные ситуации, а также регулярно улучшать каналы коммуникации и поддерживать обратную связь с клиентами. С этим трудно не согласиться. Среди явных плюсов выпускной квалификационной работы Надежды Сергеевны отметим хорошо проработанную теоретическую часть, лаконичность и стройность изложения, обращение к авторитетным отечественным и зарубежным источникам. Эмпирическая часть также производит самое серьезное впечатление и, безусловно, значима с практической точки зрения. Отдельно отметим качество приложений, представленных в конце ВКР. Среди них, помимо прочего: графическое представление результатов социологического опроса, а также два экспертных интервью с сотрудниками «ВКонтакте». Недостатки у рецензируемой работы есть, но их наличие ни в коей мере не умаляет очень хорошее впечатление от работы в целом. Однако мы все-таки отметим некоторые спорные моменты. Так, во втором параграфе первой главы автор, прежде чем перейти к анализу понятия «кризисной коммуникации», автор дает краткое объяснение более общего понятия «коммуникация». Надежда Сергеевна справедливо отмечает, что термин «коммуникация» многогранен и что существует большое количество его трактовок. Но при этом останавливается на определении авторства К.Черри, которое нельзя назвать каноничным (к тому же далее все равно представлена готовая дефиниция «кризисной коммуникации» от Т. Кумбса). В третьем параграфе первой главы, на наш взгляд, присутствует некоторая сумбурность в подаче материала, что, впрочем, является следствием трудности изучения Интернета как предельно сложного и постоянно меняющегося феномена. Возможно, стоило бы более четко (тезисно или списком) прописать факторы, которые оказывают влияние на кризисные коммуникации в Интернете. При представлении кейсов во втором параграфе второй главы было бы неплохо выделить (например, подзаголовками) блоки текста, посвященные различным кейсам, а сами эти кейсы коротко (одним предложением) изложить в начале. Это бы упростило чтение и еще раз подчеркнуло стройность работы. Наконец, нельзя не указать на некоторые неаккуратности в оформлении, например, на разные по стилю подписи к рисункам (см., например, рисунки на с.12, с. 24 и с. 39), наличие интервалов после абзацев и пустых строк между сносками (с. 11, с. 16, с. 21, с. 26, с. 27). Отсутствие разрыва страницы между главами (с. 35). Повторимся, что мы оцениваем выпускную квалификационную работу Надежды Сергеевны положительно. Изложение логично, ему присущ единый стиль. Текст строг и лаконичен, в нем нет «воды». Рекомендации, которые сформировал автор, действительно будут полезны как теоретикам, так и практикующим специалистам. Таким образом, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по связям с общественностью, и заслуживает положительной оценки, а ее автор Н.С. Ионова заслуживает присвоения искомой квалификации.