Актуальность работы Анны Владимировны для теории и практики связей с общественностью и современных бизнес-коммуникаций огромна. В XXI веке спорт из массового досуга превратился в политический инструмент, который нельзя недооценивать. Спортивные мероприятия — это в том числе и мероприятия политические. А контекст, в котором они проходят, порой становится важнее результатов соревнований. Строительство крупных спортивных объектов (особенно на фоне реализации в России крупнейших международных проектов, таких как Зимняя Олимпиада или Чемпионат мира по футболу), как часть международной политики в области спорта, таким образом, требует тщательного исследования. Коммуникационные аспекты в условиях цифровой трансформации связей с общественностью только начинают осмысляться на уровне теории. Поэтому очень хорошо, что Анна Владимировна взялась за подобную тему и очень достойно ее представила в своей работе, безусловно — важной и значимой. Тем более, что единой и четкой стратегии для формирования и поддержания успешного имиджа спортивного объекта на настоящей момент не разработано. Цель рецензируемой дипломной работы — выявить основные технологии эффективной организации коммуникационного сопровождения строительства крупных спортивных объектов. Автор ставит и последовательно решает следующие задачи: • изучить отрасль строительства спортивных объектов как сферу бизнеса; • рассмотреть опыт коммуникационного сопровождения строительства спортивных объектов в мире; • проанализировать современные технологии коммуникационного сопровождения; • определить технологии и тренды коммуникации в отрасли строительства спортивных объектов; • изучить конкретные примеры коммуникационного сопровождения крупных спортивных объектов; • выявить основные положения эффективной организации коммуникационного сопровождения строительства крупных спортивных объектов. Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы и несколько приложений. Структура работы в целом логична и обоснована (хотя и вызывает вопросы выделение только одного параграфа в третьей главе). Во введении обосновывается актуальность исследования, описывается проблематика, ставится цель, формируются задачи. Анна Владимировна точно определяет объект и предмет исследования, приводит используемый в работе методологический аппарат. В первой главе работы описывается отрасль строительства крупных спортивных объектов. Автор дает характеристики этой отрасли, выделяет ее особенности, приводит ключевые технологии и тренды, оказывающие влияние на ее развитие. Особенно важным, на наш взгляд, является вывод о конвергенции физического и цифрового опыта участников спортивных мероприятий, которая бросает новые вызовы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных объектов. Во второй главе автор раскрывает используемую технологию и развивает основные теоретические положения. Крупные спортивные объекты рассматриваются как субъекты спортивного маркетинга, технологии и тренды которого становятся важным фактором при коммуникационном сопровождении строительства крупных спортивных объектов. Пожалуй, самой интересной является третья глава, в которой Анна Владимировна проводит анализ коммуникационного сопровождения стадионов «Санкт-Петербург» и «Самара Арена». На основании этого анализа выделяется восемь ключевых положений, прием во внимание которых, по мнению автора, позволит наиболее эффективно организовывать коммуникационную работу, а также минимизировать и даже купировать ущерб при кризисных ситуациях. В заключении Анна Владимировна еще раз отмечает нужность и важность проведения грамотной коммуникационной работы и правильного спортивного маркетинга (с использованием всего спектра возможностей) при строительстве крупных спортивных объектов. Отметим, что выпускная квалификационная работа сопровождается графическими приложениями, наглядно демонстрирующими положения третьей главы, а также статистическими данными по профилям стадиона «Санкт-Петербург» компании «Трансстрой». Достоинства работы неоспоримы. Среди них и актуальная, злободневная тематика, и привлечение релевантной литературы как на русском, так и на английском языках, использование большого количества Интернет-источников. Анна Владимировна в своей работе осмысляет текущий момент, а при работе с технологиями и трендами даже заглядывает в недалекое будущее. Это свидетельствует о том, что работа обладает неплохим потенциалом для развития в дальнейших исследованиях. В процессе чтения работы мы отметили некоторые недостатки, которые не позволяют оценить ее максимально высоко. Перечислим наиболее существенные из них. Во-первых, исторический экскурс, представленный автором в самом начале работы, хоть и занимателен, но в целом банален. Автор делает вывод, что строительство и спорт являются теми отраслями, которые присутствуют в жизни человека с самых ранних ступеней развития, но этот вывод очевиден. На наш взгляд, было бы корректнее дать список подкрепленных ссылками тезисов, которые характеризуют «исторически сложившееся особое направление» в динамике с древних времен до сегодняшнего дня. Во-вторых, говоря о технологиях и трендах (как в отрасли строительства крупных спортивных объектов, так и в области спортивного маркетинга) Анна Владимировна представляет серьезный массив информации, но не всегда структура представления этой информации ясна. Работу бы сильно улучшило четкое выделение критериев (и уже потом — трендов на их основе), которые позволили бы не просто перечислять элементы, масштабные и не очень масштабные, но говорить о системном понимании контекста (при этом не смешивая понятия из разных областей). Есть подозрение, что и выводы в этом случае были бы более острыми. В-третьих, положения, которые представляет автор в конце работы, по идее должны следовать из представленного выше опыта коммуникационного сопровождения строительства двух спортивных объектов. Однако вполне понятная асимметрия в сторону объекта «Санкт-Петербург Арена», а также упор только на ход строительства обоих стадионов, не позволяют говорить о том, что эти положения универсальны и в полной мере применимы при строительстве других крупных спортивных объектов. Наконец, в-четвертых, вопросы вызывает оформление работы. Это касается и соответствия ГОСТ (выравнивания, сноски, интервалы после абзацев), и общей аккуратности. Например, при представлении списков (которые местами выглядят сильно перегруженными, см. с. 10-11, с. 53-54) или представлении информации о стадионах (с. 60-61, с. 76) и статистики (с. 72-73). В последнем случае табличный формат представления был бы более компактным, к тому же он бы еще раз подчеркнул сравнительный характер исследования. Высказанные замечания, однако, не могут серьезно повлиять на положительную оценку выпускной квалификационной работы Анны Владимировны. В изложении присутствует внутренняя логика (хотя, как мы отметили выше, не везде она прозрачна), ему присущ единый стиль. Эмпирическая часть серьезна, качество исследования почти не вызывает сомнений. Таким образом, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по связям с общественностью, и заслуживает положительной оценки, а ее автор А.В. Иванова заслуживает присвоения искомой квалификации. Рецензент, бизнес-аналитик В.В. Декалов ООО «Эквио»