РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу по направлению «Журналистика» ЮРЕНЕВОЙ Инги Сергеевны «Фотопроект: визуальное выражение концепта культуры XXI века» (творческая работа) Рецензируемая выпускная квалификационная работа представляет собой творческий проект, в котором объединено исследовательское сочинения и авторские работы выпускника кафедры медиадизайна и информационных технологий. Мы имеем здесь дело с научной рефлексией автора по поводу собственного творчества – важная потребность для профессиональной журналистской деятельности, для освоения инструментов анализа этой деятельности, для навыка изучения смежных областей знания. Сложность предмета исследования – культурные концепты нашего времени – связана, в первую очередь, с междисциплинарным характером самого понятия «концепт». Сложность же создания творческого проекта – визуализация концептов в документальной фотографии, изготовление набора открыток и формирование сетевой группы – заключалась, на наш взгляд, как раз в попытке объединить три вида креативной, и по большому счету, журналистской активности автора ВКР. Задача всех трех составляющих проекта, на наш взгляд, – подтолкнуть аудиторию к размышлению на интересующую автора тему: почему и как фиксирует человек (в тексте, в фотографии) свое видение современности, свое понимание культуры. Задача, впрочем, вполне в русле журналистской профессии. И. С. Юренева проштудировала обширную научную литературу и сумела вынести самостоятельные суждения относительно понятия «концепт» – автор называет его «элементом, создающим определенную эпоху» (с.7). Лингвокультурология считает концепт многомерным (как минимум, трехмерным, по мнению В. И. Карасика) ментальным образованием: выделяют три базовых измерения – образное, понятийное и ценностное. В работе И. С. Юреневой эти измерения концепта «культура XXI века» нашли отражение в структуре ВКР: понятийное – в первой главе, где, по словам автора работы, дано экспертное мнение по поводу содержания и формирования научных подходов к концепту; во второй главе представлено ценностное измерение концепта, вырастающее из суждений «неспециалистов» о тех явлениях нашего времени, которые, как считают участники опроса, формируют уникальность нового века; образное измерение концепта – собственно творческий проект И. С. Юреневой. Остановлюсь на образном измерении изучаемой в работе концептосферы (в проекте дана совокупность визуализированных концептов) – «культура XXI века». Оставлю анализ технической и художественной стороны фотографий И. С. Юреневой специалистам. Напомню, что образная сторона концепта – это «релевантные признаки практического знания» (В. И. Карасик), это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти, конкретизация содержания концепта для каждого носителя языка. Получается, что фотографии проекта отражают «всего лишь» то содержание, которое видит автор проекта? Да. Но презентация этого содержания в конкретном проекте, предназначенном для интерактивного взаимодействия автора и адресата, и создает общее для носителей конкретно-исторической культуры поле интерпретаций, взаимопонимания или отрицания. Здесь появляется переход к ценностной стороне концепта, важнейшему психическому образованию индивидуума, коллектива, всего социума. Исследователи (В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин) считают, что показателем наличия ценностного отношения, является «применимость оценочных предикатов». Если о каком-либо феномене носитель культуры может сказать «это хорошо» (это плохо, интересно, утомительно и т.д.), то этот феномен формирует в данной культуре концепт. Такие реакции даны в опросе, проведенном автором ВКР, таких реакций ожидает и сам автор от адресата своего проекта, рассчитанного на активное соучастие адресата (например, выявлять связь изображенного на фотографии с ментальным содержанием концепта). Особо отмечу важный, интересный (и даже остроумный), но весьма неожиданный вывод автора о главном культурном концепте XXI века: «Исходя из такого разнообразия трактовок и убеждений, мы можем прийти к выводу, что основной концепт культуры XXI века – возможность выбора» (с.38). Пожалуй, понятие «выбор» вполне может претендовать на номинацию нового для нашей страны концепта. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему в работе нет визуализации этого концепта в фотографии? Замечу, что «коробка с открытками» – своеобразная игра с концептами – строится на принципе выбора, так что реализация содержания этого концепта в работе есть, причем в оригинальной форме. Работа вызывает и некоторые другие вопросы, связанные, в первую очередь, со сложностью и неоднозначностью интерпретаций ключевых понятий исследования (культура, концепт, уникальность времени). 1. Требует прояснения логическое взаимоотношение понятий в парах: концепт культуры и культурный концепт; концепты культуры XXI века и концепт «Культура XXI века». Что именно понимает под данными понятиями автор в настоящей работе? 2. Автор говорит о существовании «глобализация». Возможно ли визуализировать образное измерение этого концепта? Сделаем дискуссионное замечание. В сложившейся научной традиции статус имени концепта получает слово – языковой знак, передающий содержание концепта наиболее полно и адекватно (см., в частности, работы С. Г. Воркачева). Поэтому кажутся неудачными такие имена концептов, как «погоня за комфортом», «погоня за статусом»: «погоня за….» – есть только часть содержательной структуры концепта (или, кстати, вообще самостоятельный концепт нашего времени!), точнее было бы назвать концепты так: «комфорт», «статус». Подводя общий итог рецензии, отметим, что работа хорошо оформлена, ее текст соответствует нормам русского литературного языка и принципам научного изложения (отдельные опечатки не снижают общего благоприятного впечатления от текста). Грамотно оформлен справочный аппарат (система ссылок и список литературы), приложение (творческий проект) дает полное представление о творческой части проекта. Таким образом, выпускное квалификационное сочинение отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам этого типа. Все сказанное позволяет высоко оценить выпускную квалификационную работу И. С. Юреневой «Фотопроект: визуальное выражение концепта культуры XXI века», а ее автору порекомендовать продолжить обучение на следующей ступени вузовского образования – в магистратуре. Кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики СПбГУ В.В. Васильева