РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Малиновской Марии Ивановны по теме «Синонимические ряды русских глаголов проявления отношения (функционально-семантический аспект)» Рецензируемая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков использованной литературы и словарей и приложения. Во введении присутствуют все необходимые параметры исследования, четко сформулированы объект и предмет исследования, безупречно поставлены задачи, определены методы работы. Структура первой главы, последовательность изложения и цитируемая научная литература свидетельствуют о том, что студентом проделана серьезная работа по систематизации и осмыслению современных научных представлений о словарных объединениях русского языка, таких, как лексико-семантическое поле, лексико-семантическая группа, глагольный класс. Так, автор приходит к выводу, что в данной работе целесообразно принять следующие терминологические обозначения: глагольный семантический класс («отношения»), подкласс («межличностные отношения»), лексико-семантическая группа («проявление межличностных отношений») с последующим выделением лексико-семантических подгрупп. Далее автор подробно останавливается на многообразии подходов к исследованию глаголов межличностных отношений, что свидетельствует о сложности изучения глагольных классов. Значительное место в первой главе отведено учебной лексикографии, а именно: ее терминологической базе, типологии учебных словарей, принципам учебной лексикографии, а также макроструктуре и микроструктуре подобного словаря. Подробность описания в первой главе актуальных проблем теоретического и практического характера, выделение важных для исследования положений производит очень хорошее впечатление. Вторая глава посвящена функционально-семантическому анализу глаголов, совмещающих в семантике вербальное и невербальное проявление отношения. В качестве критерия для классификации глаголов автор выделил способ проявления отношения – вербальный и невербальный. Из лексикографических источников автор отобрал около ста глаголов с указанной семантикой, которые наглядно представлены в очень хорошо организованной Таблице 1. Дополнительная классификация глаголов по оценочному признаку приведена в Таблице 2, которая подводит итог проведенному автором анкетированию носителей русского языка. Достоверность полученных результатов не вызывает сомнения, т.к. в опросе приняли участие 70 человек в возрасте от 20 до 62 лет. Данные эксперимента несомненно обогащают научные выводы исследования и свидетельствуют о хорошей методологической подготовке автора. Непосредственному анализу автор подвергает синонимическую пару глаголов обижать – оскорблять и синонимический ряд глаголов ранить – уязвлять – задевать. В результате анализа словарных дефиниций и полученных экспериментальных данных автор уточняет толкования глаголов обижать и оскорблять, что, несомненно, свидетельствует о научной новизне исследования. А иллюстративный материал из Национального корпуса русского языка подтверждает сделанные автором выводы. Очевидный научный интерес представляет авторский анализ единиц синонимического ряда глаголов ранить – уязвлять – задевать. Привлекая данные анкетирования и языковой материал, взятый из НКРЯ, автор приходит к заключению, что словарные определения глаголов, входящих в этот синонимический ряд, не в полной мере отражают специфику их семантики и прагматики. Результатом разностороннего лингвистического описания семантики и функционирования глаголов данного синонимического ряда являются уточненные дефиниции, сформулированные автором. Завершает вторую главу разработка автором словарной статьи предполагаемого учебного словаря, которая представлена в виде таблицы. В основу словарной статьи положены итоги комплексного лингвистического анализа глаголов, совмещающих в своей семантике вербальную и поведенческую составляющие. Структура словарной статьи, на мой взгляд, не вызывает никаких возражений – она содержит восемь параметров, призванных облегчить усвоение материала учащимся. Заслугой автора можно считать логичное и последовательное изложение материала, выполненное в безупречном научном стиле. Особо хочется отметить научную новизну работы, связанную с разработанной автором методологией анализа материала, с уточнением словарных определений анализируемых глаголов. Положения, выносимые на защиту, нашли полное подтверждение в результатах исследования. Замечаний по работе нет. Вместе с тем при чтении работы возник вопрос по содержанию: 1. Возможно ли, на Ваш взгляд, выделение доминанты в анализируемом синонимическом ряду, и если возможно, то какая это единица? В заключение следует сказать, что выпускная квалификационная работа магистра лингвистики производит впечатление законченного самостоятельного исследования, выполненного на высоком научном уровне, который соответствует работам подобного рода, и заслуживает высокой оценки. « 28 » мая 2018 г. __________________ _Кузнецов Ю.А. Подпись ФИО ФИО