РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СПБГУ Антоновой Алины Игоревны ПО ТЕМЕ: «Практика и традиции современного цигуна на Тайване» Выпускная квалификационная работа А.И. Антоновой посвящена интересной и актуальной теме. По словам автора, «цель представленной работы состоит в исследовании и рассмотрении истории возникновения и развития современной практики цигун на материковом Китае и на острове Тайвань на основе изучения и анализа научной литературы по данной теме» (с. 5). Работа, на первый взгляд, выглядит неплохо, автор знаком с некоторой литературой по теме на трех языках (русском, английском и китайском). При этом отмечается, что «научная база по теме практика и традиции современного цигун на Тайване достаточно мала, источников на русском языке практически нет» (с. 5). Следовательно, представленная работа должна быть посвящена именно этой, заявленной в названии теме, однако в действительности о ней говорится только в последней главе «Культурный феномен групп цигун на Тайване». Таким образом, главное замечание заключается в том, что тема исследования как таковая раскрывается только в Главе 4, где на 7 страницах, по сути представляющих пересказ статьи Чжэн Чжимин «Культурный феномен групп цигун на Тайване», говорится о современных практиках цигун на Тайване. При этом не сказано ни о причинах его популярности, ни о численности этих «групп цигун», ни о религиозной идентичности (или ее отсутствии) практикующих цигун и т.д. Таким образом, бросается в глаза тот факт, что в работе не только о практике цигун на Тайване, но и о популярности цигун в современном мире говорится недостаточно. Также остается непонятным, чем «современный цигун» принципиально отличается от «классического» или «традиционного», что должно было бы быть отражено в работе (из отдельных замечаний автора об этом можно только догадываться). В частности, научно-популярная литература о цигун (в том числе, и на русском языке), захлестнувшая современный мир (о чем упоминается лишь один раз во Введении), даже не упоминается в качестве иллюстрации популярности этой психофизической практики и ее философских экспликаций. Представляется, что первая глава, посвященная истории острова Тайвань (на 10 страниц), в которой ни слова не говорится про цигун, является просто лишней. В действительности, работа могла бы начинаться именно с вопроса о том, почему, как пишет автор, цигун «является наиболее обсуждаемой темой в западной и отечественной литературе», т.е. с чем связана популярность этой практики в последние десятилетия как в Китае, так и по всему миру. Об особенностях современной китайской медицины, использующей цигун, говорится только в главе 3, да и то лишь в параграфе 2.2 (следует читать «3.2», стр. 31-36). Вместе с тем, неплохо выглядит историческая часть, хотя ее наличие никак не связано с новизной исследования. Несмотря на указанные замечания, работа, безусловно, отвечает формальным требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Г.Е. Боков «18» мая 2018 г. ________________ Боков Герман Евгеньевич