Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Ольги Игоревны Котиной по теме: ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯПОНИИ В МУЗЕЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Актуальность темы обусловлена необходимостью межкультурного диалога западноевропейского и восточного искусства в контексте изучения специфики, методов экспонирования и интерпретации художественного наследия в музейном пространстве Санкт-Петербурга. Изучение духовно-эстетических оснований культуры и искусства Японии невозможно вне многопланового и междисциплинарного изучения источников, что демонстрирует выпускная работа О.И.Котиной. Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка источников, Приложения. Иллюстраций и Глоссария. Объект и предмет исследования, цели, задачи и методология в целом отражают научно-теоретический потенциал данной работы Для плодотворного решения темы – сравнительного анализа принципов экспонирования трех ведущих среди музеев Санкт-Петербурга музейных коллекций японских экспонатов (ГЭ, МАЭ и ГМИР) был проведен источниковедческий анализ, связанный с осмыслением литературы по культуре Японии, истории формирования коллекций, национальных особенностях, среды бытования, функциональных, технологических, образно-смысловых и эстетических особенностей. Глава 1 посвящена «Истории собирания японских коллекций в Музеях Санкт-Петербурга, во второй главе «Методы экспонирования религии, культуры и искусства Японии в музейном пространстве: тенденции и развитие» рассмотрены особенности экспонирования предметов восточной культуры в музеях разного профиля – религиозного (ГМИР), этнографическо-антропологического (МАЭ) и художественного (ГЭ). Материалы, представленные на экспозициях, являются связующим звеном между человеком и теми специфическими духовно-эстетическими аспектами, которые отражаются в религии, культуре и искусстве Японии, поэтому в работе существует два направления. Первый блок тем связан с погружением в историю происхождения, изучения персоналий собирателей, этапов коллекционирования предметов. Для успешного исследования методов экспонирования необходимо было исследовать историко-культурный, религиозно-философский, образно-стилистический, прикладной и технологический контекст искусства. Таким образом, в дипломной работе автор акцентировал соответствующие структуре направления: изучение эмпирического музейного материала, погружение в культурные особенности, сравнительный анализ специфики указанных музеев и методов и форм экспозиции. Необходимо подчеркнуть, что экспозиционных методов невозможно без изучения символического языка культуры Японии, ее космогонических и религиозно-этических (синтоизм, буддизм, конфуцианство) и сакральных представлений, связи «малого и великого», повседневно-бытового образа жизни с ритуальной и церемониальной практикой. Во второй главе О.И. Котина разбирает экспозиционные методы в МАЭ, ГМИРе и ГЭ (систематический, ансамблевый, тематический и музейно-образный). Делается акцент, что в культуре и искусстве Японии особая роль принадлежит семантико-символическому языку. Поэтому в экспозиции необходимо полнее задействовать такие категории, как свет, цвет, ритм, пластика пространства, «порядок чтения», архитектоника витрин, этикетаж. Особая роль в Японии принадлежит поэтическому, метафорическому языку, искусству каллиграфии, которые могут быть тактично акцентированы в экспозиционной ткани. Дипломанткой проведен анализ выставочной деятельности и намечены пути к созданию целостного восприятия культуры в музейном пространстве. Это стало своеобразным итогом воплощения теоретических и практических познаний, сформированных на основании источниковедческой базы культурологического, искусствоведческого и музеологического характера, длительного диалога с ведущими специалистами в области культуры и музейного дела. Делается правильный вывод, что российские собрания включают в себя богатые коллекции, различающиеся по форме, школам, материалам, сюжету изображения, поэтому необходим междисциплинарный комплексный подход к презентации японской культуры. Таким образом, содержание работы соответствует заявленной теме, целям и задачам, раскрывает ее на основе структуры глав и параграфов. Используемые источники отражают многоплановый уровень современных достижений и подходов к презентации культуры Востока. Выводы дипломной работы обоснованы и логичны. Текст написан грамотно и хорошим русским языком, логически обоснован. Приложения, иллюстрации и глоссарий подкрепляет научно-теоретические выводы. В целом, несмотря на то, что исследование может быть дополнено обобщающими и специальными исследованиями в области музееведческой теории, хотя бы кратким анализом зарубежного опыта по экспонированию Востока, выпускная дипломная работа О.И.Котиной может быть представлена к защите и заслуживать высокой положительной оценки. Доктор культурологи, профессор кафедры Музейного дела и охраны памятников М.Н.Цветаева 27. 05. 2018.