РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Котиной Ольги Игоревны по теме «Особенности экспонирования памятников культурного наследия Японии в музеях Санкт-Петербурга». Растущие культурные связи Российской Федерации с Японией вызывают, естественно, все больший интерес к культурному наследию этой страны среди самых широких слоев населения, что в свою очередь, диктует дальнейшее совершенствование музейных экспозиций, в которых находят отражение те или иные сферы духовной жизни и художественного наследия Японии. Но для совершенствования экспозиций необходимо осмыслить уже имеющийся музейный опыт. В этом заключается научная актуальность рецензируемой выпускной квалификационной работы. Её новизна заключается в том, что О. И. Котина впервые, насколько мне известно, для отечественной теории музейного дела предпринимает попытку сравнительного анализа принципов экспонирования трех ведущих среди музеев Санкт-Петербурга музейных коллекций японских экспонатов (ГЭ, МАЭ и ГМИР), вытекающих из профиля музея и стоящих перед ним задач. Четкость формулировки цели и задач исследования предопределили стройность структуры выпускного квалификационного сочинения и общую логичность научного повествования. В Главе 1 подробно разбирается история создания каждой из названных музейных коллекций с достаточно четким выделением их исходной специфики. Одновременно собранный и тщательно проанализированный автором фактический материал создает надежную эмпирическому базу для осмысления этих коллекциях. Сравнивая экспозиционные приемы трех музеев (Глава 2), О. И. Котина аргументированно показывает, что они позволяют проанализировать особенности презентации этнографического (МАЭ), художественного (ГЭ) и религиозного материала (ГМИР). Автор убедительно демонстрирует, соответственно, три разных акцента в экспозиционной деятельности: связи между человеком в культуре и родом его деятельности; эстетический аспект и образно-жанровое разнообразие; духовно-религиозные представления. Нельзя не приветствовать тот факт, что О. И. Котина уделила значительное внимание постижению религиозного мировоззрения японцев, выражающегося в предметах культуры, для чего ею дополнительно использованы труды русских миссионеров, посвященные Японии, и современные электронные ресурсы. В целом заявленная тема исследования представляется полностью раскрытой. Выдвинутые автором научные цель и задачи успешно решены. Сделанные автором промежуточные наблюдения и окончательные выводы (Заключение) соответствуют задачам исследования и надежно аргументированы. Автором учтены наиболее авторитетные и новейшие публикации по теории и практике музейного дела. Обзор источников (Введение) и библиографические ссылки в тексте основного корпуса работы не оставляют сомнений в том, что все указанные в Списке литературы источники тщательно проанализированы. Столь же очевидно, что О. И. Котина обладает солидной эрудицией в области не только теории и практики музейного дела, истории и принципов экспонирования конкретных разбираемых ею музейных коллекций, но и истории культуры Японии, причем, в различных её сферах (этнография, искусство, религии). Одновременно налицо владение автором различными научными подходами, принятыми в музейном деле. О. И. Котина свободно оперирует такими понятиями, как: принципы научности, историзма, избирательности, универсальности. Обозначает методы экспонирования – систематический, ансамблевый, тематический, музейно-образный, и обращает внимание на комплекс художественно-выразительных средств, придающий целостность экспозиции, включающий в себя аудиовизуальные средства, освещение, техническое оборудование и т.д. Автор подчеркивает, что всё это помогает создать стилистическое единство экспозиции, оправданно акцентирует необходимость творческого взаимодействия и взаимопонимания союза музейщика и дизайнера, позволяющего ввести зрителя в особую эмоциональную атмосферу, что способствует выполнению социально-коммуникативной функции музея на современном этапе. Особо оговаривается и значимость «диалога» с посетителем внутри сложного культурного и религиозного контекста, осуществляющегося через экспозиционные приёмы и методы. Не будет большим преувеличением сказать, что такого плана авторские наблюдения намечают концепцию музейного экспонирования предметов культуры Японии. То есть, рецензируемое выпускное квалификационное сочинение, безусловно, на мой взгляд, содержит в себе теоретическую новизну, что придает ему достоинства полноценного исследования. Авторские теоретические разработки, а также вдумчивый анализ имеющихся постоянных экспозиций и недавно проведенных временных выставок, позволили О. И. Котиной высказать творческие предложения по созданию будущих таких экспозиций и выставок. В этом заключается практическая ценность рецензируемой работы: она представляет интерес, как для музейных работников, так и для студентов, обучающихся музейному делу. Кроме того, очевидно, что О. И. Котина в полной мере обладает как профессиональными компетенциями, требуемыми от выпускника по основной образовательной программе СВ.5063.2014 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», так и персональным незаурядным исследовательским потенциалом. Выполненная ею работа создает хорошую базу для её дальнейшей научной и профессиональной деятельности. Единственным видимым изъяном рецензируемой работы является упущение некоторых временных выставок ГМИР по культуре Японии. В качестве пожелания для будущих исследований можно рекомендовать автору обратиться к вопросам презентации японских предметов в сборные выставки (проблема совместимости предметов разных культур), книжного и иллюстративного материала. Сказанное позволяет утверждать, что выпускная квалификационная работа Ольги Игоревны Котиной по теме «Особенности экспонирования памятников культурного наследия Японии в музеях Санкт-Петербурга» не только полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к студенческим сочинениям данного класса, но и по ряду пунктов их превышает. А потому заслуживает самой высокой положительной оценки. М. Е. Кравцова Доктор филологических наук, профессор, Профессор кафедры философии и культурологии Востока СПб ГУ 27.05.2018