Рецензия НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Дарьи Сергеевны Сысоевой «Пропаганда алкогольной зависимости в социальных сетях как провокативный дискурс», представленной на соискание академической степени бакалавра по направлению «Журналистика» (очно-заочная форма) Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики А. А. Горячев Рецензируемая работа Д. С. Сысоевой «Пропаганда алкогольной зависимости в социальных сетях как провокативный дискурс» посвящена анализу контента в социальных сетях Instagram и ВКонтакте публикаций лидеров мнений по алкогольной тематике. Поскольку реклама алкогольной продукции на федеральных ТВ-каналах, официальных СМИ, городских билбордах сегодня запрещена Законом о рекламе, производители алкогольной продукции перешли в социальные сети, что делает проведенный анализ манипулятивных технологий речевого воздействия в Интернет-среде безусловно актуальным. В работе Д. С. Сысоева собрала и проанализировала достаточно обширный эмпирический материал: 72 поста в пабликах «ВКонтакте» и публикации в «Instagram» за период с сентября 2017 года по февраль 2018 года. В социальных сетях сегодня производители и дистрибьютеры алкогольной продукции формируют пул блогеров, число подписчиков которых равноценно по охвату федеральному СМИ. Бизнес-субъекты заключают договор по распространению контента о своей продукции на площадках их блогов в формате нативной рекламы, поданной в жанре инструкций-лайфхаков, поздравлений с праздниками и днями рождения, приглашений в клубы, историй про вечеринки и различные музыкальные и пивные фестивали. В дискурсе блогеров алкогольная тематика опредмечена, что проявляется в визуальном ряде массива представленных в приложениях к исследованию поликодовых текстов. В работе автором решен ряд исследовательских задач, среди которых наиболее результативным, на наш взгляд, стал скрининг публикаций в пабликах «ВКонтакте» и в профилях известных блогеров в «Instagram», содержащих информацию на тему алкогольной продукции и изображения алкоголя. Именно этот скрининг и составляет практическую значимость исследования и составляет ее неоспоримое достоинство. Впрочем, к недостаткам ВКР Д. С. Сысоевой относится заметный крен в оценочность, что скорее свойственно журналистскому тексту, но не жанру научной публикации. На наш взгляд, это может объясняться тем, что автор обозначила объект исследования очень широко: пропаганда в массовых коммуникациях, хотя, конечно, объект исследования является более узким и сводится к анализу речевого и визуального инструментария нативной рекламы алкогольной продукции в социальных сетях (рис. 53, с.96) и даже прямой рекламы (см., например, рис. 56 с. 99). Формулировка предмета исследования, соответственно, тоже по тексту определяется конкретнее: форматы или жанры репрезентации алкогольной продукции в социальных сетях, поскольку материал, собранный автором и проиллюстрированный в приложении к ВКР, легко поддается такой классификации. Д. С. Сысоева поставила цель – «определить наличие пропаганды алкогольной зависимости в социальной сети «ВКонтакте» и фотохостинге «Instagram»; при её наличии оценить степень воздействия на аудиторию» (С. 5). Такая формулировка позволяет предположить, что автор считает зависимость прямым следствием пропаганды, однако в этом случае представляется уместным более подробно разобрать факты, свидетельствующие о подобной причинно-следственной связи (основываясь на собственных исследованиях или данных экспериментов). Цель работы, судя по тексту проведенного исследования, состоит в анализе контента блогеров в социальных сетях, распространяющих контент об алкогольной продукции в целях прямой и нативной рекламы и пропаганды потребления алкогольной продукции. При этом вопрос о том, каким же образом автор может отследить степень воздействия на аудиторию, остается открытым. Общий вывод: Сысоева Д. С. в своей выпускной квалификационной работе «Пропаганда алкогольной зависимости в социальных сетях как провокативный дискурс», проведенной в жанре научного исследования, продемонстрировала умение собирать, анализировать собранный эмпирический материал, проводить контент-анализ, выявлять интенции и коммуникативные намерения авторов публикаций. Высказанные замечания не снижают общего положительного впечатления от проделанной научно-исследовательской работы. ВКР безусловно соответствует предъявляемым требованиям к исследованиям академического уровня бакалавра и заслуживает высокой положительной оценки. Д.ф.н., доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Е. В. Быкова 16.05.2018.