Отзыв научного руководителя о ВКР Гайдуковой Юлии Александровны «Ранние этапы развития именной морфологии у детей-близнецов (на материале русского языка)» Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» Работы Юлии Александровны может показаться простой по замыслу и воплощению, однако это впечатление обманчиво. Она основана на самостоятельно собранном и проанализированном уникальном языковом материале – лонгитюдном исследовании речевой продукции детей-близнецов. Работа относится к особой разновидности данных – «анализу случая» и представляет собой один из кирпичиков в общем фундаменте наших знаний о природе усвоения русского языка ребенком. Постановка проблемы связана с распространенным представлением о том, что близнецы, в силу особенно тесного речевого и социального взаимодействия, как бы «не испытывают необходимости» в общении с другими членами семьи, кроме своих единорожденных братьев или сестер и поэтому часто отстают в языковом развитии от своих сверстников, а иногда и развивают особый тайный язык, свойственный только их диаде и непонятный для других. Кроме того, известно, что близнецы могут говорить почти одновременно, не сговариваясь, продолжая и подхватывая фразы друг друга (см. например, интервью взрослых близнецов, записанное в Перми https://www.youtube.com/watch?v=6TBR8gx33CI). Все эти загадочные и плохо изученные явления ждут своего интерпретатора на основе строго собранных научных данных. Для своей работы Юлия Александровна должна была познакомиться с формализмом системы обмена данными по детской речи CHILDES, что она и сделала совершенно самостоятельно, а затем воспользоваться теми возможностями для сравнения, которые предоставляются этой системой и Фондом данных детской речи РГПУ им. А.И. Герцена и ИЛИ РАН, который мы собираем совместно с другими исследователями уже много лет. Не оценивая саму работу, я могу сказать, что очень довольна той вдумчивостью, сознательностью, в хорошем смысле этого слова – вниманием к деталям, которые Юлия Александровна демонстрировала в течение всего времени нашего взаимодействия. Они стали залогом того, что собранные ею данные уже представляют интерес для исследователей детской речи, и ее работа, как минимум, основана на солидном и уникальном материале. Д.ф.н. профессор кафедры русского языка Филологического факультета СПбГУ Зав. Отделом теории грамматики ИЛИ РАН М.Д. Воейкова