РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Гайдуковой Юлии Александровны по теме «Ранние этапы развития именной морфологии у детей-близнецов (на материале русского языка)» Освоение языка близнецами — тема, которая по объективным причинам попадает в поле зрения исследователей не так часто, и уже поэтому работы в этой области имеют значительную научную ценность. ВКР Ю. А. Гайдуковой представляет собой лонгитюдное case-study: рассматривается пара девочек-близнецов. Одно из важнейших достоинств работы — собранный автором уникальный материал (340 минут записей речи детей в бытовых ситуациях). Материал был записан, расшифрован, закодирован и проанализирован лично автором. Надо надеяться, что в будущем эти расшифрованные записи будут доступны широкому кругу исследователей. Исследование является первым лонгитюдным исследованием речи близнецов на материале русского языка, и это однозначно говорит о научной новизне работы. Кроме того, работа посвящена актуальной для современной онтолингвистики теме — освоению ребенком именной морфологии. Структура работы соответствует содержанию и задачам исследования. Работа делится на теоретическую и практическую главы. Первая глава содержит обзор научно-теоретической литературы, вторая — собственное исследование автора. Автором проведена существенная работа по анализу литературы по теме исследования. Обзор литературы включает источники, посвященные как общим вопросам освоения языка, так и — в значительной степени — возрастным, когнитивным и языковым особенностям близнецов разных типов. Так, дети, речь которых послужила материалом исследования, являются монозиготными близнецами, и паттерн их развития отличается от паттернов развития не только одиночнорожденных детей, но и разнозиготных близнецов. Вторая глава является в основном описательной, что не противоречит требованиям, предъявляемым к ВКР такого типа. В разных разделах последовательно перечисляются фонетические, грамматические, лексические особенности речи исследуемых детей, обнаруженные в возрасте от 2 до 2,5 лет. Речь каждого из детей индивидуальна: дети отличаются не только от своих одиночнорожденных сверстников, но и друг от друга. Выводы логически вытекают из материала, проанализированного в работе, и полностью обоснованы. Наиболее значимыми и интересными выводами представляются следующие. Во-первых, дети-близнецы по своему речевому поведению дополняют друг друга. Так, из форм одного слова, функционирующих в речи обеих девочек, собирается полная парадигма, то есть лакуны в парадигме у одного из детей оказываются заполнены в парадигме у второго, и наоборот. Во-вторых, результаты, полученные в работе, уточняют теоретические положения об особенностях речевого развития близнецов. С одной стороны, некоторые известные положения получили подтверждение и на данном материале: так, дети-информанты демонстрировали характерную для большинства близнецов автономную речь. С другой стороны, часть фактов противоречит сложившимся в научной литературе представлениям о языке близнецов: возраст, в котором у детей-информантов возникают падежные противопоставления (2 года 3 месяца), совпадает со средним возрастным значением по данным Института раннего вмешательства; по разнообразию словаря информанты также не отстают от своих сверстников. Тема, заявленная в названии работы, полностью раскрыта в тексте. Содержание соответствует теме. Материал наглядно представлен в таблицах; удачно подобраны примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Работа написана прекрасным языком, практически отсутствуют опечатки. В целом, работа читается с большим интересом и производит крайне благоприятное впечатление, и перечисленные ниже замечания практически не ухудшают его. Тем не менее, среди недочетов можно отметить следующие: — примеры из речи детей-информантов первый раз появляются уже в первой («теоретической») главе; так как имена и другие данные детей приводятся ниже, это несколько затрудняет понимание; — хотелось бы, чтобы более широко была освещена литература последних лет, посвященная освоению детьми категории падежа; — также хотелось бы увидеть более подробные выводы, теоретические обобщения, анализ данных; создалось впечатление, что подробное описание частных особенностей речи детей нанесло некоторый ущерб теоретико-аналитической составляющей работы. В ходе прочтения возникло несколько вопросов, которые несут в первую очередь дискуссионный характер: 1. Проводились ли статистические подсчеты (например, статистически значимо ли различие между показателями MLU у детей)? 2. Зафиксированы ли в материале инновации в формах числа существительных? 3. Обнаружена ли корреляция между показателями языкового развития и временем/порядком освоения граммем? Необходимо еще раз отметить, что высказанные выше вопросы и замечания не свидетельствуют о низком качестве работы и ничуть не влияют на общее положительное впечатление. ВКР Ю. А. Гайдуковой соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным работам такого типа, и заслуживает высокой оценки. Автор, сама Ю. А. Гайдукова, в свою очередь, несомненно, заслуживает присвоения ей степени бакалавра филологии. «_8__»___июня_____ 20 г. __________________ С. В. Краснощекова