ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ На выпускную квалификационную работу студента, обучающегося по специальности 37.05.01 «Клиническая психология», специализация «Психология спорта и физической активности» Костылева Ильи Алексеевича на тему: «Уровень стресса спортсмена-гребца на предсоревновательном сборе в зависимости от социально- психологического и организационного факторов» В спортивной деятельности, спортсменам приходится в короткое время справляться с огромным количеством задач, связанных не только с физической нагрузкой, но и с проблемами конкуренции, преодоления страхов, сочетания спорта и обучения и пр. Неожиданное изменение задач деятельности, отсутствие необходимых знаний и умений, дефицит времени, высокая значимость выполняемых действий, ответственность - это типичные причины возникновения психологического стресса у спортсменов. Стресс, в виду своей сложности и неординарности, может оказывать двоякое влияние на работоспособность человека, увеличивая или уменьшая её. В связи с чем, на протяжении долгих лет, и в настоящее время, тема изучения стресса в спорте остается актуальной. Выбор Ильёй Алексеевичем данной темы, был обусловлен его собственным интересом к данному феномену. Илья Алексеевич является мастером спорта по академической гребле и членом сборной России. Постоянно пребывая в процессе подготовке к соревнованиям и достаточно большое время проводя на соревновательных сборах, он непосредственно сталкивается с состоянием стресса у себя и своих товарищей. Илья Алексеевич самостоятельно выдвинул научное предположение о том, что пребывание в состоянии стресса негативно отражается на работоспособности спортсменов, и что источником стресса являются условия организации тренировочных сборов. Отсутствие психологического сопровождения спортсменов на тренировочных сборах, усугубляют состояния сниженной работоспособности. Разработка, планирование и реализация научного исследования давалась Илье Алексеевичу не легко. Но, тем не менее, ему удалось преодолеть все трудности, и в итоге завершить задуманное. В процессе выполнения работы, Илья Алексеевич контактировал с научным руководителем нерегулярно и преимущественно дистанционно, что, по всей вероятности, было связано с плотным тренировочным графиком. Не всегда проявлял старательность, ответственность и добросовестность в оформлении, обработке и описании результатов исследования. Я, как научный руководитель не вполне удовлетворена процессом и результатами работы с Ильёй Алексеевичем, не увидела умение критически относится к результатам своего труда, анализировать ошибки и делать выводы на будущее. Тем не менее, считаю, что Илья Алексеевич, в процессе выполнения работы освоил основные необходимые для исследователя в области психологии компетенции. Работа состоялась, она отвечает основным требованиям, предъявляемым к квалификационным работам и заслуживает положительной оценки. Канд. психол. наук, доцент Н.Л. Ильина