Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра на тему «Современные методы построения потребительской лояльности и оценка их эффективности», Гончаровой Дарьи Алексеевны ФИО студента ООП ВО «Экономика» по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль: «Экономика фирмы и управление инновациями» 1. Четкость постановки целей и задач исследования Цель ВКР сформулирована автором следующим образом: «формирование и исследование лояльности потребителей услуг государственного образовательного учреждения». Указанная цель, на взгляд рецензента, сужает заявленную тему, поскольку в последней отсутствует указание на государственные учреждения. Тем не менее, задачи исследования отражают логическое раскрытие заявленной темы. 2. Обоснованность структуры и логики исследования Логику работы довольно сложно проследить, поскольку заголовки параграфов сформулированы очень кратко и не вполне отражают заявленную цель в части лояльности потребителей услуг именно государственного учреждения. Основная часть ВКР состоит из трех глав. В первой главе автор исследует теоретические подходы к формированию лояльности потребителей. Вторая глава посвящена конкретным методам формирования лояльности. Третья глава носит практический характер: в ней автором изложены принципы формирования лояльности потребителей для ГБОУ ДПО «СПб МРЦ». 3. Наличие вклада автора в результаты исследования В работе приведены точки зрения различных исследователей, имеются элементы критического анализа, авторские выводы и обобщения. Автором предложен собственный подход к формированию лояльности на основании модели из 7 элементов (§ 2.2). Из практической части работы сложно выделить те части, которые были сделаны лично автором. 4. Новизна и практическая значимость исследования Как справедливо указывает автор, в настоящее время рынки характеризуются нарастанием конкуренции. В то же время, усиливается влияние цифровизации экономики, особенно в области маркетинга. В связи с этим, вопросы формирования лояльности при помощи современных технологий представляют несомненный теоретический и практический интерес. Практическая значимость работы заключается в многосторонней оценке лояльности потребителей и возможности управления этим показателем 5. Корректность использования методов исследования и анализа экономической информации Автор корректно применяет методы исследования теоретического материала и фактической информации в области маркетинга и формирования лояльности потребителей. 6. Актуальность используемых информационных источников В качестве источников литературы автором использованы: федеральный закон РФ, монографии, учебные пособия, публикации в периодических изданиях, электронные ресурсы. Большинство печатных изданий представляют собой актуальные источники по исследуемой тематике. Источники на английском языке составляют бóльшую часть общего списка источников. 7. Достоинства работы а) Автор провел достаточно подробное исследование теоретических подходов в области формирования лояльности потребителей; б) Подробно описаны проекты, реализуемые ГБОУ ДПО «СПб МРЦ». в) Автор приводит значительное количество показателей, посредством которых может быть измерена лояльность потребителей. 8. Замечания и недостатки работы 1. Заявленные в цели работы особенности формирования лояльности услуг государственного учреждения не нашли отражения в теоретической части работы. 2. В теоретической части работы часть принципов излагается без ссылок на источники (например, описание программ лояльности в § 1.2 и виды рекламы в § 1.3). Параграф 2.1 содержит всего 1 сноску. 3. Предложенный автором подход 7Cs (§ 2.2) не нашел отражения в практическом примере. 4. В § 3.2, на взгляд рецензента, изложены обычные мероприятия по продвижению услуг, что противоречит заголовку параграфа. 5. Имеются отдельные недочеты в оформлении текста работы (с. 27). 9. Вопросы для защиты – Чем отличается формирование лояльности от продвижения продукции и бренда? – Что именно было сделано автором в рамках формирования лояльности ГБОУ ДПО «СПб МРЦ»? – Требуется пояснение утверждению автора на с. 56: «Приобретение с помощью проведенных мероприятий и внедрения новых услуг лояльных потребителей увеличит уровень лояльности потребителей МРЦ в целом». Означает ли это, что простое приобретение товаров/услуг компании увеличивает лояльность? 10. Допуск к защите и оценка работы ВКР соответствует основным требованиям, предъявляемым к подобным работам. Заслуживает оценки «хорошо» (С). Рецензент ассистент кафедры ЭИР СПбГУ _________________________________ Артемова Д.И. 21 мая 2018 г.