Отзыв научного руководителя выпускной квалификационной работы М.Е.Буровой, обучающейся на 6 курсе дневного отделении факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Тема исследования Марии Евгеньевны Буровой «Уровень приверженности лечению и когнитивные нарушения у пациентов с органическими психическими расстройствами» была сформулирована в соответствии с запросом и рекомендациями работодателей, что отражает заинтересованность в проделанной работе клиницистов и, несомненно, делает ее актуальной. На протяжении обучения М.Е. Бурова показывала отличные результаты по учебным дисциплинам (получала повышенную академическую стипендию в течение последнего года обучения), а также склонность и способности к научной деятельности. Результаты ее первого научного проекта, направленного на изучение клинико-психологических характеристик спасателей и пожарных МЧС РФ с соматической патологией, были представлены в виде устного и постерного докладов на двух конференциях (Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXIвека» 2016, 2017 г.г.) и опубликованы в сборниках материалов конференций. Результаты исследования, проведенное на 5 курсе, «Возрастные особенности смысложизненной сферы во взаимосвязи с личностными характеристиками в период молодости» опубликованы в сборнике материалов VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017). Во время выполнения ВКР М.Е. Бурова столкнулась с рядом организационных трудностей по сбору эмпирического материала, однако, благодаря высокой ответственности и работоспособности, все сложности преодолела. Наряду с индивидуальной психодиагностикой пациентов, работа включала и экспертную оценку: лечащие врачи оценивали ряд характеристик своих пациентов. В связи с этим перед Марией Евгеньевной стояла задача установить контакт с врачами психоневрологического диспансера, где она собирала эмпирический материал, мотивировать их участвовать в исследовании и получить от них необходимую информацию. В своей работе М.Е. Бурова показала умение генерировать идеи и самостоятельно планировать и проводить индивидуализированное психодиагностическое исследование пациентов: она тщательно проанализировала научную литературу по тематике ВКР; сформулировала гипотезы исследования и конкретные задачи, полностью соответствующие цели и гипотезам. В работе М.Е. Бурова использовала психодиагностический инструментарий, грамотно подобранный в соответствии с целью и задачами исследования. Сбор эмпирических данных потребовал от М.Е. Буровой профессиональной зрелости и организованности, так как использованный в работе психодиагностический инструментарий предполагает персонализированный подход и значительные временные затраты для работы с каждым пациентом. Использованные в работе клинико-психологический и патопсихологические методы психодиагностики требуют от психолога специальной подготовки, активности и творческого подхода. М.Е. Бурова успешно справилась с реализацией задач, связанных со сбором эмпирических данных. В работе проведен качественный и количественный анализ психодиагностического материала и обобщены полученные в ходе исследования данные. Изложение результатов отличает хороший научный стиль и грамотность. Математико-статистический анализ проведен тщательно и добросовестно, с использованием методов, отвечающих современному уровню выпускных квалификационных работ и адекватных гипотезам исследования и выборке. Сформулированные в соответствии с задачами выводы полностью отвечают требованиям ВКР. Все перечисленное свидетельствует о сформированности у М.Е. Буровой профессиональных компетенций, необходимых выпускнику СРбГУ по специальности «Клинический психолог». На протяжении обучения в университете Мария Евгеньевна принимала активное участие во всех мероприятиях кафедры; работала в организационном комитете конференции «Ананьевские чтения – 2016. Психология – вчера, сегодня, завтра» и IV Российско-Немецкого конгресса «Психическое здоровье в Германии и России: клиническая и исследовательская инициатива в октябре 2016 г.; помогала в проведении праздничных мероприятий, посвященных 50-ю факультета психологии СПбГУ. М.Е. Бурова в процессе работы над ВКР, как и в осуществленных ею предыдущих научных проектах, проявила себя как исключительно целеустремленный, грамотный, добросовестный, пытливый исследователь, подготовленный к самостоятельной научной и практической деятельности, Заинтересованность, серьезность и глубина, ответственность и инициативность, дисциплинированность, корректность и такт Марии Евгеньевны делают взаимодействие с ней конструктивным, приятным и плодотворным, а ее работа над выпускным квалификационным проектом заслуживает самой высокой оценки. Представленные М.Е. Буровой к защите результаты научного исследования и их обсуждение могут быть рекомендованы к публикации. Высокие мотивация и способности к научным исследованиям, научная и личностная зрелость дают основание рекомендовать М.Е. Бурову к дальнейшему обучения в аспирантуре. Научный руководитель: к.пс.н., доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ Э.Б. Карпова 30 мая 2018 г.