ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Факультет психологии ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу студентки 6 курса очного отделения Самсоновой Виктории Владимировны «ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И УРОВЕНЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ ИНТЕЛЛЕКТОМ» Одиночество - сложное и амбивалентное переживание. Часто оно сопровождает человека в особенно сложные и значимые моменты жизни. Исследование переживания одиночества в период подросткового кризиса делает работу Самсоновой Виктории актуальной. Автор ищет связь между уровнем нерно-психического напряжения (как отражения состояния подростка), особенностями переживания одиночества, характером временной перспективы и представлениями о своем «Я» взрослеющего человека. Этот системный подход, реализуемый в исследовании, дает дополнительную возможность проанализировать закономерности подросткового возраста. Именно в этот период жизни с такой остротой встает вопрос об ответственности за свою жизнь, за собственное будущее, за характер отношения с людьми. Выпускная квалификационная работа Самсоновой Виктории Владимировны является очередным этапом исследования закономерностей переживания подросткового возраста. Исследовательская работа ее начата четыре года назад. Все это время Виктория Самсонова двигалась в одном направлении, исследование психологии подросткового кризиса, выбирая новые содержательные аспекты анализа. Она обращалась в своих курсовых работах к исследованию таких сложных проблем, как процесс эмансипации подростков, особенности формирования идентичности, дезинтеграция мотивационной сферы. Эти исследовательские работы были высоко оценены. Существенным положительным моментом работы Самсоновой Виктории является то, что она в течение 3 лет постоянно сотрудничала с подростками, участниками «Программы развития интеллектуально одаренной молодежи», которые, в последствии, явились участниками экспериментального исследования. Она проводила тестирование и отбор в участников в Программу, участвовала в тренинговой и семинарской работе с ними. Это позволило ей на своем опыте понять особенности подростков с высоким уровнем интеллекта и понять, что эта группа подростков может иметь дополнительные сложности в прохождении этапа взросления (повышенная сенизитивность, критичность, перфекционизм). Самсонова Виктория уже на этапе подготовки эксперимента проявила себя как самостоятельно и оригинально мыслящий исследователь. Ею отобран арсенал методических средств, адекватных целям и задачам исследования. Хотя в исследовании приняли участие только участники «Программы развития интеллектуально одаренной молодежи», но большой объем выборки, 96 человек, делает полученные результаты убедительными. Идея разделения участников исследования на три группы по уровню нервно-психического напряжения позволяет увидеть полученные факты объемно и структурировано. Автор многосторонне анализирует полученные результаты. Они подтверждают гипотезы исследования. Основные выводы, сделанные Викторией Самсоновой:  Мотивационная направленность подростков с разными уровнями нервно-психического напряжения различна. Подростки с низким уровнем нервно-психического напряжения ориентированы на деятельность «здесь и сейчас», со средним – демонстрируют стремление к достижениям, с высоким уровнем – озабочены общением с другими людьми.  То же можно сказать и об аспектах идентичности: подростки с высоким уровнем нервно-психического напряжения показали высокий уровень развития «Рефлексивного Я», в то время как подростки с низким уровнем того же показателя – «Деятельное Я»  Отличаются группы и по характеристикам временной перспективы. Подростки с высоким уровнем напряжения предпочитают относить события к неопределенному будущему, в то время как подростки с низким уровнем того же показателя заинтересованы в наполненности настоящего. Эти факты имеют практическую значимость для развития научного подхода в психологической работе с подростками в целом и в работе с подростками с высоким уровнем интеллекта, в частности. Полученные Самсоновой данные будут учтены сотрудниками НКО «Одаренная молодежь», реализующим «Программу развития интеллектуально одаренной молодежи» в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что трудолюбие, самостоятельность профессионального мышления и педантичность Виктории Самсоновой могут открыть перед ней перспективы успешной реализации на научном поприще. С другой стороны, она уже сейчас успешно проявляет себя как психолог-практик. В целом, работа производит впечатление самостоятельностью подхода, материал изложен структурировано. Выпускная квалификационная работа студентки дневного отделения Самсоновой В.В. соответствует предъявляемым требованиям. Работа открывает пути дальнейшего исследования и имеет несомненную практическую ценность. Старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций /Лебедева Е.И./ 5 июня 2018 года