ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе студентки магистратуры по программе «Медицинское право» Смирновой Ксении Михайловны: «Государственное регулирование цен на лекарственные средства» Актуальность темы обусловлена тем фактом, что, начиная с 1998 года в российское законодательство включены нормы, регламентирующие государственное регулирование цен на лекарственные средства. Однако, принятие нормативно-правовых актов проводилось без учета опыта зарубежных стран в данном направлении. Целью работы является изучение методом сравнительного правоведения моделей регулирования цен на лекарственные средства в Российской Федерации и в ряде зарубежных странах: США, Европейском союзе, Германии и Индии. При изложении материала, автор правильно исходит из конституционного положения о социальном характере Российской Федерации. Одновременно с этим, проводится анализ наступления, прежде всего, экономических последствий государственного регулирования ценообразования, что может привезти к снижению рентабельности фармацевтической отрасли. Само понятие «государственное регулирование цены» говорит на наличии двух типов правоотношений: административных и гражданских. В процессе реализации первых цена устанавливается индивидуальным правовым актом уполномоченного государственного органа. В процессе гражданских правоотношений цена устанавливается договором, основанном на волеизъявлении сторон. Автор обращает внимание, что, несмотря на включение некоторых норм, посвященных государственному регулированию цены на лекарственные средства, специальный закон о регулировании цен на лекарственные средства в России не принят. В этой связи, порядок регистрации предельной отпускной цены производителями и размеры предельных оптовых и розничных надбавок к ним определяются в подзаконных актах, что приводит к определенному роду злоупотреблению нормоиздающим органом. В работе рассматривается возможность применения метода референтных цен, который впервые был в центре внимания Минздравсоцразвития России в 2004 – 2005 годах, но так и не был реализован в законодательстве РФ. Однако, данный подход, совмещающий интересы государства и производителя, успешно применяется в целом ряде зарубежных стран. Автор правильно указывает, что при формировании национального законодательства важно осуществление исследования «эффективного опыта некоторых зарубежных стран, который может оказать положительное влияние при разработке государственного регулирования» (л. 19). В этой связи, в Главе 2 проводится подробный анализ систем государственного регулирования цен на лекарственные средства в ряде стран, выбранных по принципу правовой семьи и уровню экономического развития, близкого к уровню Российской Федерации. Проанализированы действующие методы ценообразования лекарственной продукции на территории РФ. Правильно обозначена проблема взаимодействия двух органов исполнительной власти: Минздрава России и ФАС. При этом автор указывает, что, с точки зрения бюджетного законодательства, существует альтернативный путь государственного регулирования ценообразование: осуществление закупок товаров для государственных нужд путем проведения конкурсных процедур. Выводы работы указывают на то, что целью регулирования цен на лекарственные средства является защита прав граждан и обеспечение доступа к лекарственным средствам, при этом доступность лекарственных средств понимается не только через возможность их приобретения по приемлемым ценам, но также и через их фактическое наличие на рынке. Определение цели правового регулирования является самым важным элементом построения управляющих воздействий на общественные отношения. Однако, российском законодательстве цель регулирования цен на лекарственные средства прямо не определена, что не позволяет определить границы государственного участия в ценообразовании. Отличительной особенности государственного регулирования цен является жесткий административный подход, не учитывающий интересы производителей и дистрибьюторов. В заключении автор приходит к заключению, что разработка оптимальной модели государственного регулирования цен га лекарственные средства может основываться на положительном опыте стран Европейского союза, с учетом рекомендаций, представленных Европейской федерацией фармацевтической промышленности и ассоциаций. Работа написана с использованием 152 источников, что позволяет констатировать способность автора к научному исследованию. Работа позволяет сделать вывод о ее соответствии требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, автор показывает профессиональное знание рассматриваемой проблемы, высокий уровень владения методами научных исследований, проявляет навыки анализа нормативных правовых актов, что и позволяет оценить очень высоко. Научный руководитель А.В. Препьялов