РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Шиловой Елизаветы Андреевны по теме «Международная охрана авторского права в телевещании» Выпускная квалификационная работа студентки СПбГУ Шиловой Елизаветы Андреевны отличается несомненной актуальностью для науки и практики международного частного права. Одной из сложнейших и нерешенных проблем является проблема охраны прав вещательных организаций, в том числе в Интернете. Она является предметом обсуждения в рамках Постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам (далее ‒ ПКАП) с 1998 года. На тридцать второй сессии, которая проходила 26 сентября – 5 октября 2005 г., Генеральная Ассамблея ВОИС приняла решение, в соответствии с которым было намечено проведение двух дополнительных сессий ПКАП. Целью этих сессий являлось согласование и завершение Основного предложения к договору по охране прав организаций вещания с тем, чтобы Генеральная Ассамблея ВОИС в 2006 г. могла рекомендовать созыв Дипломатической конференции в декабре 2006 г. или в надлежащее время в 2007 г. В ходе подготовки конференции стало очевидно, что текст нового международного договора не будет принят государствами – участниками конференции. Однако ПКАП продолжил работу над текстом договора. На тридцать третьей сессии ПКАП, которая проходила 14‒18 ноября 2016 г., ПКАП решил ускорить работу над текстом договора с тем, чтобы была созвана дипломатическая конференция не позднее весны 2018 года. До настоящего времени дипломатическая конференция не созвана. Можем ли мы ожидать её созыва до конца 2018 года – неизвестно. Принятие текста нового международного договора со временем повлечет проблему необходимости присоединения к нему Российской Федерации. Рекомендации по этому вопросу будут зависеть от того, в полной ли мере международный договор учитывает особенности научно-технических достижений – спутникового, цифрового телевещания, вещания в Интернете. Содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме. Во введении обоснована актуальность исследования, степень разработанности его проблем в доктрине, а также поставлена цель и задачи исследования. Целью работы является анализ комплекса проблем, связанных с созданием и использованием объектов авторского права в телевещании, исследование современного состояния правовых норм (прежде всего, международно-правовых), регулирующих соответствующие отношения, внесение на основании исследования предложений по совершенствованию существующего регулирования. Для достижения поставленной цели реализовались следующие задачи: - анализ понятия «телевещание», выявление признаков телевещания (в контексте международного права), формулирование данного понятия с правовой точки зрения; - анализ положений Бернской конвенции как основы системы международной охраны авторского права в телевещании и иных международных договоров, регулирующих охрану авторского права в телевещании; - определение правовой природы телевизионного формата, а также способов передачи прав на телевизионный формат; - выявление особенностей контрактных отношений с продюсером телепрограмм; - анализ проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания, определение перспектив правового регулирования авторского права в телевещании в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий. В главе первой студентка рассматривает понятие телевещания как технической и правовой категории, дает ему авторское определение: «возникающие на контрактной основе отношения между двумя специализированными организациями (принимающей сигнал и отправляющей его организацией), основным содержанием которых является направление по проводам, а равно средствами беспроволочной связи, в том числе с использованием электромагнитных колебаний, с использованием телекоммуникационного оборудования либо любым иным способом аудиовизуальной информации, являющейся объектом авторских и смежных прав, на территорию другого государства для ее получения и последующего доведения до общественности за плату или без таковой». Далее автором выявлена система международно-правовой охраны авторского права в телевещании, которая состоит из Бернской конвенции, являющейся основополагающим документом в соответствующей сфере, а также специальных соглашений к ней – Договора ВОИС и Европейской конвенции по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания от 11 мая 1994 г. Кроме того, государствами приняты ряд договоров, затрагивающих механизм охраны авторского права в телевещании, содержащих отдельные отсылки к Бернской конвенции. В главе второй анализируется понятие телеформата, его правовая природа, способы охраны, включая «Производственную Библию». В итоге предлагаются возможные направления развития охраны телеформата: внесение изменений в Бернскую конвенцию в части регулирования сложных объектов авторского права или включения телеформата в качестве самостоятельного объекта авторского права. Также выявлены модели контрактных отношений с продюсером телепрограмм. В государствах континентального права основной моделью контрактных взаимоотношений с продюсерами является заключение лицензионных соглашений. В государствах общего права продюсер является первоначальным правообладателем телепрограмм, в связи с чем заключение с ним специальных договоров для передачи исключительных прав на произведение не требуется. В третьей главе дается анализ проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания и предлагается дополнение проекта положениями, посвященными охране авторских прав вещательных организаций, а именно: предоставление вещательным организациям авторских прав в отношении создаваемого ими контента (телетекста, телевизионного формата, рубрики «телемагазин» и пр.). Заявленная в названии тема ВКР раскрыта полностью. Структура ВКР логична и обоснована целями и задачами исследования. В ВКР отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера: охрана телеформата, охрана прав вещательных организаций в Интернете. В ВКР широко использованы доктринальные источники, в том числе работы зарубежных авторов, иностранное законодательство, практика судов РФ и иностранных судов. В содержании ВКР дано развернутое обоснование выводов. Выводы завершают каждый параграф работы. ВКР доступна читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала. Основным достоинством работы является тщательный критический анализ проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания и выработка самостоятельных обоснованных предложений по его совершенствованию. Вместе с тем по работе могут быть сделаны замечания дискуссионного характера: 1) Сам автор высоко оценивает свою работу и во введении пишет: «Работа представляет собой первое комплексное исследование правовых проблем охраны авторских прав в трансграничном телевещании.» Любопытно, почему автор считает свое исследование «комплексным», и как же тогда относится к фундаментальному исследованию проблем международной охраны авторского права в телевещании прав, которое было предпринято В.Ю. Одинцовой в 1987 году («Международное сотрудничество в области охраны авторских прав в кинематографии и телевидении»). 2) На с. 42 ВКР автор утверждает, что «вместе с тем, государства постепенно двигаются в направлении признания охраноспособности формата, о чем свидетельствует, например, тот факт, что в 2010 году Всемирная организация интеллектуальной собственности признала и предоставила организации FRAPA услуги Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству как форум для разрешения «форматных» споров». Вряд ли наличие негосударственного механизма разрешения «форматных» споров может свидетельствовать о предоставлении международно-правовой охраны телеформату или о шагах в этом направлении. 3) На с. 44 ВКР автор предлагает два варианта дальнейшего развития положений Бернской конвенции: предоставление охраны сложным объектам; или включение телеформата в ст.2 Бернской конвенции в качестве объекта авторского права и предоставление ему охраны, но не предлагает практического механизма реализации своих предложений. Работа в целом заслуживает высокой положительной оценки. «____»______________ 201 г. __________________ _________________ Подпись ФИО