Отзыв о выпускной квалификационной работе обучающегося 2 курса образовательной программы «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» СПбГУ ЛЮ ЦИН по теме Вопросительные предложения в художественном тексте: лингво - прагматический аспект (на материале детских рассказов В. Драгунского) Выполненная Лю Цин работа представляет собой актуальное и практически значимое для русского языка как иностранного самостоятельное исследование. Русские вопросительные предложения, привычные для иностранных студентов по форме, на самом деле представляют собой определённые трудности при восприятии, так как репертуар заключенных в них интенций велик и разнообразен и не сводится лишь к традиционному для данной синтаксической формы запросу информации. Следует признать, что в существующих учебных пособиях и теоретических исследованиях по РКИ проблеме описания и классификации русских вопросительных предложений уделено несправедливо мало внимания, хотя на примере этой популярной синтаксической формы удобно демонстрировать действие прагматического подхода к описанию единиц языка, показывать, как одна и та же форма может быть средством реализации различных речевых действий. Для решения проблемы описания и классификации вопросительных по форме предложений с учётом потребностей иностранцев, изучающих русский язык, автор ВКР выбрал единственно правильный путь – рассмотреть и структуру вопросительных предложений, и определить, какие речевые действия могут быть совершены с использованием данного языкового средства. Особую трудность для иностранцев представляют несобственно вопросительные предложения, являющиеся косвенными речевыми актам, которые также описаны и проанализированы в работе. От исследователя, взявшегося за анализ вопросительных по форме предложений, потребовалась известная научная смелость и хорошая языковая подготовка, так как ему пришлось изучить довольно широкий спектр научной литературы по проблемам синтаксиса, стилистики, текстологии, прагматики, выявить и проанализировать большое количество примеров изучаемого явления, самому научиться видеть скрытые цели говорящего на русском языке, разобраться в особенностях русской разговорной речи и т.п. Можно утверждать, что автор достиг заявленных целей исследования; его гипотеза о том, что в художественном тексте вопросительные по форме предложения являются средством реализации широкого спектра речевых актов, отличающихся целями, была полностью доказана. Классификация, предложенная автором, имеет научную и практическую ценность. Практическую значимость имеет также выявленная автором система формальных языковых и речевых средств, позволяющих иностранному читателю распознать речевое намерение говорящего. Работа была проверена на предмет заимствований. Результаты проверки обнаружили 21% текстовых соответствий, представляющих собой общеупотребительные и стандартизированные конструкции научного стиля речи, имена ученых, названия цитируемых научных трудов, фрагменты цитат, оформленных по правилам цитации, фрагменты анализируемых художественных произведений. Выполненная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа, и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель к.п.н., доц. Беликова Л.Г.