Отзыв о выпускной квалификационной работе обучающегося СПбГУ Чжао Цзиньюй по теме «Функционирование строевых слов в научном тексте» Тема, выбранная Чжао Цзиньюй для исследования в выпускной квалификационной работе, связана с функционально-семантическим подходом к изучению русского языка в целях его преподавания и соответствует основным тенденциям развития этого направления лингвистики. Выбор в качестве темы функционирования строевых слов демонстрирует склонность Цзиньюй Чжао к поиску решения непростых задач. Строевые слова, в отличие от знаменательных, не называют явлений действительности, а выявляют смысловые отношения между компонентами ситуации, представляя собой отражение в речи логических операций сознания. Наиболее подходящим материалом для такого исследования представляется научный текст, предполагающий при его создании некоторые логические операции, а также наличие свидетельств совершения этих операций в готовом тексте. Изучение функционирования строевых слов в русском научном тексте заключает в себе непосредственную пользу для магистранта-иностранца, от которого требуется создание такого текста с соблюдением норм научного стиля речи. Цель исследования заключалась в выявлении специфики функционирования строевых слов в научном тексте. Анализ проводился на примере одного из разрядов этих языковых единиц – классификаторов, наиболее специфичной для научного текста группы строевых слов. Распространенность классификаторов в научном тексте обусловлена тем, что без логической операции систематизации невозможно изложение результатов научных исследований. По результатам исследования в работе представлена типология классификаторов, функционирующих в современном научном тексте. Эта типология построена на основе дифференциации дескрипций, строевыми компонентами которых служат классификаторы. Структурно рецензируемая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе автор вдумчиво и подробно анализирует научную литературу, посвященную изучению строевых слов в русистике, рассматривает различные подходы к исследованию проблемы в работах Л.В. Щербы, М.В. Всеволодовой, В.А. Кузьменковой, Е.М Вольф, Г.А.Золотовой, и других авторитетных лингвистов. В результате анализа этих подходов Цзиньюй Чжао обосновывает выбор классификации исследования, пригодный для анализа слов одного из разрядов. Вторая глава содержит типологию строевых слов разряда классификаторов, являющихся компонентами дескрипций, соотносимых по смыслу с одним полнозначным словом. Такой принцип типологии позволил эффективно использовать идеи С. Д. Кацнельсона, предложенные для классификации лексических значений, и выявить возможные классификаторы предметов, событий, признаков, установить специфичность или универсальность этих языковых единиц. В целом следует заключить, что поставленная цель работы достигнута, все задачи выполнены. Результаты исследования и его материалы будут востребованы и найдут практическое применение в преподавании русского языка как иностранного. Система проверки ВКР на наличие/отсутствие текстовых соответствий квалифицирует 11 % текста работы как неправомерные заимствования. Анализ показал, что на самом деле, эти соответствия представляют собой общеупотребительные конструкции научного стиля речи, стандартные формулировки диссертационных исследований, лингвистические термины, принятые в этой области, фамилии лингвистов, занимающихся этой проблематикой, работы которых аккуратно цитирует автор, а также названия словарей, приведенные в списке литературы. Считаю, что выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Чжао Цзиньюй является цельным, законченным исследованием молодого специалиста с большим потенциалом. Работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерскому исследованию, и допускается к защите. Научный руководитель – к.ф.н., доц., доц. Е.В. Соколова