Актуальность темы выпускной квалификационной работы (ВКР) Ф.М.М. Жиюнта и поставленных в ней проблем представляется очевидной. Невиданные по своим жертвам террористические акты, обрушившиеся на Францию в январе и ноябре 2015 г., а также целый ряд других подобных нападений (наезд грузовика на гражданских лиц в Ницце в июле 2016 г. и др.) по-новому поставили для Парижа проблему обеспечения безопасности национальной территории. Начатая в январе 2015 г. и продолжающаяся до сих пор т.н. операция «Sentinelle» («Караул» или «Часовой» в зависимости от перевода) важна не только ввиду масштаба задействованных сил и средств (более 10 тыс. военнослужащих), но и в связи с принципиальным трендом, усиленным началом данной операции, – растущим вовлечением вооруженных сил в обеспечение безопасности территории Франции; в сферу, традиционно входившую в «ведение» не армии, а Министерства внутренних дел и контрразведки. Помимо актуальности в практическом отношении, тема ВКР затрагивает и ряд важных проблем теоретического характера, фигурирующих в современных дискуссиях в сфере стратегии, политики и международных отношений. Хотя проблематика борьбы против терроризма регулярно упоминается в политологическом и стратегическом дискурсах, значительно реже встречаются подробные исследования действий отдельных европейских стран по попыткам нейтрализации террористических угроз. Случай Франции в этом смысле представляет особый исследовательский интерес не только ввиду недавних трагических событий, но и по причине того, что он позволяет рассмотреть дилемму сочетания эффективной контртеррористической политики и сохранения базовых демократических норм. Ф.М.М. Жиюнта, справедливо отмечая тренд на слияние ранее разводимых понятий «обороны» (домена военных) и «безопасности» (домена полиции, жандармерии и спецслужб), на размывание границ между внутренними и внешними угрозами для Франции, ставит важную проблему: как подобные процессы, усиливающие вовлечение вооруженных сил в обеспечение внутренней безопасности, сказываются как на их боеспособности, так и на ситуации в сфере соблюдения традиционных для французских республиканских режимов демократических принципов? Обобщая, речь идет о выявлении ключевых аспектов влияния борьбы против терроризма на военную стратегию Франции, а отчасти – и на внутриполитическую и социальную обстановку. Содержание ВКР достаточно последовательно раскрывает различные аспекты сформулированной темы. Начав с анализа общей эволюции военной стратегии Франции в пост-биполярный период (глава 1), Ф.М.М. Жиюнта переходит к анализу примеров внешних и внутренних контртеррористических операций французских вооруженных сил, (глава 2) и завершает свою работу рассмотрением конкретных механизмов, проблем и перспектив в реализации задач, связанных с борьбой против терроризма (глава 3). Подобная структура, соответствующая целям и задачам ВКР, позволяет автору достаточно полно раскрыть поставленную в названии тему. В своем анализе автор опирается на ключевые доктринальные документы в сфере обороны и безопасности Франции (т.н. «Белые книги») и привлекает мнения и суждения французских экспертов и практиков (государственных и военных деятелей) в сфере борьбы против терроризма. Выводы автора, представленные в заключении, представляются достаточно обоснованными, хотя и сформулированными в слишком сжатой форме. Среди иных положительных сторон ВКР можно отметить три дополнительных обстоятельства. Во-первых, автор стремится вписать проблематику контртеррористической стратегии Франции в более широкий международно-политический контекст, удачно подчеркивая зависимость ее эволюции от общих трендов трансформации международных отношений после окончания «холодной войны» (гл. 1). Во-вторых, Ф.М.М. Жиюнта справедливо подчеркивает взаимосвязь собственных действий Парижа в виде активной интервенционистской политики на Ближнем Востоке и в Африке в 2010-е гг. с ростом террористической угрозы для самой Франции (с. 30). Наконец, в-третьих, новизной для российской исследовательской литературы отличается анализ автором операций французских войск в Афганистане в 2001–2012 гг. (с. 36–37). Примечательны не только размышления Ф.М.М. Жиюнта о преимуществах и недостатках французской армии, но и акцент на факторе слабого знания противника, а также на последующем учете «уроков» Афганистана при проведении контртеррористической операции в Мали в 2013–2014 гг. При этом необходимо отметить и ряд недочетов в рецензируемой ВКР. Более структулрированным хотелось бы видеть обзор литературы: автор, действительно, стремился подчеркнуть сходства и различия в позициях отдельных экспертов, но сделал это очень лаконично и обобщенно. Точки зрения бывших государственных деятелей (к примеру, Д. де Вильпена на с. 6) стоило разобрать подробнее, а не просто в череде остальных экспертных мнений. Среди сюжетов, которые требовали, по мнению, рецензента, более подробного освещения хотелось бы отметить военную реформу 1996 г., которая упоминается, но не анализируется детальным образом. Среди источников работы уместно выглядел бы и новейший «Стратегический обзор в сфере обороны и национальной безопасности» (октябрь 2017 г.), составленный уже при новом президенте Э. Макроне. Анализ роли Парламента в сфере контртеррористической политики можно было усилить за счет большего внимания к Конституционной реформе 2008 г., отчасти укрепившей полномочия законодательной власти в сфере военной и стратегической политики. Встречаются обидные неточности. Французская система оповещения об уровне террористической угрозы (план «Вижипират») подчас называется автором просто «Пират» (с. 28); приводятся сведения о том, что план был внедрен в 1995 г. (с. 19), что не совсем отображает реальную картину. Согласно информации на официальном сайте Министерства вооруженных сил Франции, план был создан еще в 1978 г., впервые применен в 1991 г., а в 1995 г., после модификаций и уточнений, стал использоваться в полноценном формате (entre pleinement en application). Ряд авторских переводов с французского языка оставляет желать лучшего в плане точности передачи смысла отдельных понятий (с. 29–30, 55, 77). Неточно (с. 67) транскрибируется фамилия видного французского военачальника генерала Гратьена Мэра (Maire) и называется его пост – начальник Генштаба ВВС. Безусловно, при рецензировании работы принимался во внимание тот факт, что русский язык не является родным для автора ВКР. Тем не менее разнообразные опечатки, стилистические неточности, характер формулирования авторской мысли – все это требовало доработки с лингвистической точки зрения. Высказанные замечания не отменяют того факта, что ВКР Ф.М.М. Жиюнта соответствует критериям, предъявляемым к ВКР уровня магистратуры, и заслуживает положительной оценки.