РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Ван Шуанянь «СОВРЕМЕННОЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КНР И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» Н. рук. - Почкай Елена Петровна, канд. филол. наук, доцент Развлекательное телевидение на протяжении последнего десятилетия удерживает прочное лидерство по темпам развития. Продукт, который по тем или иным параметрам можно отнести к данной группе, присутствует в сетке вещания практически каждого телеканала. Треть россиян, согласно исследованиям социологов Фонда «Общественное мнение», называют развлекательные программы приоритетным выбором при просмотре ТВ. При этом, немногим меньше половины респондентов (42%) уверены, что телевидение должно ориентироваться на чисто развлекательную функцию. Предпосылки таких тенденций, их теоретическую обоснованность, а также общность и различия развлекательного ТВ на текущем этапе развития двух гигантов геополитического рынка, России и Китая, рассматривает в своей диссертации Ван Шуанянь. Развлекательная коммуникация напрямую связана с культурной матрицей. А в современных условиях, когда под влиянием экономических факторов и борьбы за рекламный рынок, в СМИ часто искажается устоявшаяся система ценностей. И чтобы телевидение не теряло одну из своих базовых функций, считает соискатель, оно «никогда не должно переходить от экстремальной односторонней политики к другим экстремальным односторонним развлечениям». Значимые преимущества представленной к защите работы состоят в анализе нового эмпирического материала, ранее не попадавшего в поле истории досуговой журналистики. Впечатляет и объём эмпирической базы, к которой обращается магистрант - 260 программ российского и китайского производства. Такое количество единиц эфирного контента позволяет не только широко проиллюстрировать теоретический материал диссертации, но и по-своему описать функциональный аппарат нишевой журналистики, рассмотреть различные подходы к типологизации передач, провести параллели медиарынков двух государств. Ван Шуанянь демонстрирует высокую степень обоснованности научных положений и выводов, сформулированных в исследовании. Тема работы, как и используемые в ней подходы к анализу авторской тематики, оригинальны и самостоятельны, вклад соискателя магистерской степени в изучаемую проблематику можно оценить как значительный. В диссертационном исследовании наиболее ценным представляется содержание третьей главы («Ток-шоу и реалити-шоу как основные форматы на развлекательном ТВ КНР и России»), в которой рассматриваются практические аспекты проблемы перехода досуговой тележурналистики к новым формам существования, особенности развития таких форм в разных моделях государственной информационной политики. Высказанные в работе выводы могут быть интересны в дальнейшем тем, кто будет изучать, например, переход телевидения на интернет-платформу, консолидацию традиционных СМИ и социальных медиа и влияние вышеуказанных процессов на стиль и авторское «Я» журналиста. Недостатки представленного к защите исследования имеют характер рекомендаций и частных замечаний. Так, в выводах к главам и параграфам иногда пропадал научный стиль, а сами тезисы выглядели поверхностно. Например, «развлекательное ТВ всё больше и больше востребовано, потому что всем нам нужна более расслабленная жизнь» (С. 28), или «спортивные программы китайского телевидения становятся всё более захватывающими и интересными» (С. 64). Эпизодически также автором не были указаны источники вводимых определений (С. 48). В целом исследование характеризуется точностью формулировок, структурной и композиционной целостностью, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистрантов и может быть оценено высоким баллом. Рецензент Член Союза журналистов России, корр-т телеканала «Санкт-Петербург» В. В. Ухин