Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе Григорьевой Евгении «Культура медиа как фактор формирования визуальных и телесных практик» по направлению 47.04.01 «Философия» Основная образовательная программа магистратуры ВМ.5678.2016 «Философская антропология» Магистерская диссертация Е. Григорьевой написана на актуальную тему, разработка которой имеет важное теоретическое и практическое значение. На наших глазах происходит своеобразная культурная революция, состоящая в смене медиумов коммуникации. Её иногда характеризует как переход от книжной культуры к экранной. Реакцией на эти изменения является визуальный поворот в гуманитарных науках, выражающийся в интересе к природе, структуре и функциям образов, которые становятся не только носителями информации, но и эффективными средствами воздействия на сознание и поведение человека. Сегодня уже не столько речи и тексты, сколько образы и звуки определяют настроение людей, и это видно по тому, как они используются в рекламе и в политике. В диссертации Е.Григорьевой обсуждаются философско-антропологические проблемы визуального поворота в современной культуре. В дискуссиях по этому поводу она открывает новый аспект, касающийся антропологических последствий заката эпохи книги и расцвета экранной культуры. Как изменение медиумов коммуникации повлияет на систему воспитания и образования человека, каким будет новое общество, в котором прежние различия идеального и реального утрачивают своё значение? Ответ на этот вопрос Е. Григорьева находит в процессе исследования так называемой "виртуальной" реальности, где перестают различаться образы и события. На примере фотографий и видеорепортажей с места событий автор показывает, что в силу своей яркости и убедительности они сами становятся «реальностью» и не оставляют места и времени для рефлексии. Например, реклама не является только информацией о товаре, собственно, она сама и есть потребляемый товар. В этой связи возникает важная теоретическая задача понимания природы образа и энергии его воздействия на человеческое сознание. Автор предпринял попытку философского анализа и концептуализации феномена визуальности. На основе различия зрения, видения и взгляда ей удалось раскрыть специфику образной коммуникации. Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что философско-антропологическая модель проясняет существо и раскрывает порядок образов и, тем самым, способствует оценке визуальных практик, которые получают широкое распространение в рекламе, образовании и в политике. Конечно, поднятые в диссертации проблемы являются слишком сложными и не решаются с налету. Поэтому Е. Григорьева основное внимание уделила обработке многочисленной литературы по избранной теме. В диссертации много места отводится реконструкции сложных концепций о природе визуального. На этой основе предпринята попытка феноменологического описания восприятия фотографии, кино, рекламы. Благодаря философскому осмыслению природы видео-реальности автору удалось раскрыть как позитивные, так и негативные антропологические последствия визуального поворота. В целом работа написана на хорошем теоретическом уровне, использован большой объем источников, обработана сложная литература, представлены современные концепции визуальности, проведен позитивный анализ воздействия визуальных феноменов на человека . Всё это позволяет сделать вывод, что выпускная квалификационная работа Григорьевой Евгении «Культура медиа как фактор формирования визуальных и телесных практик» заслуживает высокой положительной оценки 07.05.18 Научный руководитель, д.ф.н., профессор Б.В. Марков