РЕЦЕНЗИЯ кандидата исторических наук, доцента кафедры коммуникационных технологий Соловьёва Вадима Анатольевича на магистерскую диссертацию студентки II курса магистратуры, очной формы обучения по специальности «Журналистика» Савчук Аллы Орестовны «Продюсирование печатных и сетевых музыкальных медиапроектов» Настоящая работа представляет собой полноценное самостоятельное научное исследование, посвященное продюсированию СМИ о музыке в печатном и электронном формате. В самом начале работы автор обосновывает выбор темы, в частности, собственного, гибридного понимания неоднозначного термина «медиапроект», а также выбор в качестве объекта исследования именно печатных и сетевых музыкальных медиапроектов через противопоставление теряющих и набирающих популярность видов масс-медиа. В этом выражается актуальность работы в современных условиях динамично изменяющегося медиарынка. В первой главе автор раскрывает понятие медиапродюсирования с самых разных сторон, включая исторический экскурс, культурологическое осмысление данного феномена и его место в современной экономической системе, активно опираясь на заявленную теоретическую базу. Параграф 1.3 является одним из наиболее значимых фрагментов данной работы, так как представляет собой комплексное описание нормативного обеспечения работы продюсера с отсылками на соответствующие нормативные документы. Несмотря на то, что в работе нет четкого обоснования причин появления такого описания, данный параграф имеет широкие возможности для практического применения, в том числе для включения в литературу по продюсированию или в качестве самостоятельной памятки начинающему продюсеру. Вторую главу автор посвящает сравнительному анализу всех существовавших в России печатных изданий в узкой жанровой сфере «неформатной» музыки, что является удачной выборкой для наглядной иллюстрации динамики развития продюсирования печатных СМИ. Также в параграфе 2.2 автор рассматривает большое количество медиапроектов о музыке в Интернете, в том числе наиболее новых и экспериментальных, анализирует их эффективность и способы их продюсирования. Исследований, аналогичных этому, не существует хотя бы по той причине, что таких проектов не существовало до недавних пор, что в числе прочего свидетельствует о новизне настоящей работы и представляет большой научно-исследовательский интерес. В третьей главе автор на основании своего опыта работы в медиахолдинге DMG наглядно иллюстрирует возможности и способы применения на практике описанных в магистерской диссертации теоретических аспектов медиапродюсирования, а также новейших практических разработок в данной сфере (преимущественно в виртуальной среде), даёт оценку эффективности деятельности творческого объединения и рекомендации, применимые как для данной организации, так и для медиапродюсеров, планирующих реализовать сходные проекты или усовершенствовать существующие. К достоинствам работы следует отнести корректную постановку цели и задач во введении, структурированность теоретического материала, объем и полноту самостоятельно произведенного изучения и описания практического материала, последовательность и логичность исследования, аргументированность итоговых суждений. Положительным моментом является четкое соответствие названий глав и параграфов их внутреннему содержанию. С точки зрения апробации исследования необходимо упомянуть тот факт, что автор представила промежуточные результаты исследования на двух конференциях и имеет публикации по теме магистерской диссертации. В то время как выраженные недостатки, существенно влияющие на качество работы, в настоящей магистерской диссертации обнаружены не были, в отдельных пассажах в теоретической части работы автору рекомендуется подкреплять свои тезисы аргументами и примерами. В частности, на странице 16 утверждается, что если продюсер дополнительно выполняет функции контент-менеджера, то это непременно скажется на качестве работы. На странице 40 присутствует довольно спорное утверждение о том, что знание отрасли – самое легкодостижимое в процессе реализаций функции медиапродюсера. В целом следует отметить, что автор опирается на авторитетные печатные источники преимущественно в теоретической части работы, практическая же часть представляет собой самостоятельное исследование с отсылками преимущественно на Интернет-ресурсы (в том числе описываемые в работе). Это следует отнести скорее к достоинствам работы, чем к ее недостаткам, так как автор проводит исследование в не изученных ранее сферах медиапроизводства, что свидетельствует в пользу самостоятельности и новизны данной магистерской диссертации. Также следует упомянуть недостатки структуры и оформления, в частности, отсутствие выводов по главам и иллюстративного материала. В то же время, данные недостатки можно назвать несущественными, так как работа не предполагает необходимости таблиц и графиков, автор успешно справляется с текстовым оформлением излагаемого материала, а все выводы представлены в заключении. В целом магистерская диссертация Савчук Аллы Орестовны выполнена на высоком качественном уровне, содержание работы и культура её оформления соответствуют требованиям, поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследования достигнута. Данная работа заслуживает высокой положительной оценки. В.А. Соловьёв, кандидат исторических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий МГЛУ