Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Кульковой Елены Александровны по теме «Коммуникативные стратегии выхода иностранной компании на российский рынок» Выпускная квалификационная работы Елены Кульковой – это зрелая, глубокая и интересная работа на актуальную тему процесса интернационализации компаний малого бизнеса. Его цель – рассмотреть феномен интернационализации в исторической и современной перспективах, а затем предложить коммуникативную стратегию выхода иностранной компании малого бизнеса на российский рынок. Эта задача решается в работе последовательно и в полной мере. Повествование развивается логично, от постановки целей во «Введении» к аргументированным выводам в «Заключении», подкрепляемым разработанной коммуникативной стратегией выхода на российский рынок для французской компании Rêve de Châteaux. Основная часть диплома состоит из двух глав. В первой главе Елена Александровна Кулькова анализирует процесс интернационализации и выявляет, какое значение имеет стратегический подход для выхода компании на зарубежный рынок. Она последовательно приходит к выводу, что коммуникативная стратегия играет ключевую роль в интернационализации компаний в современных реалиях глобализации и информационного общества. Во второй главе автор выявляет специфические особенности компаний малого бизнеса, которые способствуют либо, наоборот, замедляют процесс выхода на зарубежный рынок. Исходя из теоретических и эмпирических данных, автор разрабатывает комплексную коммуникативную стратегию выхода французской компании Rêve de Châteaux (малое предприятие в туристическом бизнесе) на российский рынок. Как известно, «интернационализация» - понятие достаточно новое и поэтому отличающееся терминологической неопределенностью. Поэтому очень важно, что студентка рассматривает различные его определения и подходы ведущих исследователей по данной теме. Также автор уделяет должное внимание таким понятиям, как «стратегия» и «коммуникативная стратегия» и дает им определения, релевантные для данного исследования. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие специальной терминологии, работа написана очень ясным и в то же время полностью соответствующим критериям научного описания языком; при ее чтении, очевидно, что автор очень хорошо освоила терминологию и основные исследования по данной теме, при этом обладая оригинальностью мышления. Особенно ценно то, что работа не является сугубо теоретической и реферативной, а имеет практическое применение в современных реалиях международного бизнеса. Также сильной стороной является обращение автора к иностранным источникам (на англ. и фр.яз.), как к монографиям, так и к научным статьям последнего десятилетия, что выводит данную работу на международный уровень. Студентка провела глубокое, оригинальное и логично выстроенное исследование, которое в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к ВКР. Работа на тему «Коммуникативные стратегии выхода иностранной компании на российский рынок» заслуживает самой высокой положительной оценки «отлично», а ее автор присуждения квалификации «магистр» по направлению 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки». «27» мая 2018 г. _______________ Обухова Ю.О.