Рецензия Кандидата философских наук, доцента, заведующего кафедрой философии ФГБОУ ВО СПбГТИ (ТУ) Быданова В.Е. на выпускную квалификационную работу магистра направления подготовки 37.04.02 Конфликтология Кутейниковой И.И. на тему «Влияние личностных характеристик медиатора на процесс медиации». В общем и целом работа Кутейниковой И.И. является актуальной, особенно в контексте медиации как не одномоментного акта, а как процесса, протекающего во времени и пространстве, в которых отношения конфликтующих сторон могут претерпевать изменения и какие из них приобретут большую актуализацию и окажут или начнут оказывать влияние на проведение медиации в намеченных стратегиях и обозначенной тактике, либо и стратегия и тактика должны быть изменены и приведены в адекватное состояние с измененными отношениями. Поэтому личностный аспект медиации имеет значение и порой только за счет личностных характеристик медиатора и возможен положительный медиативный эффект. Наиболее значимым параграфом, является параграф, раскрывающий личностные характеристики медиатора. Ссылаясь на ряд авторов, касающихся данной проблемы в своих исследованиях, автор приходит к выводу о том, что все перечисленные характерные особенности медиатора, а этих качеств у некоторых авторов такое множество, что в реальной практике вряд ли возможно найти такого, из чего автор делает вывод о том, что «вопрос о личностных качествах медиатора требует глубокого изучения, что вероятно поможет сформировать более четкое представление о личности эффективного медиатора» (С. 24-25 ВКР). А что же такое эффективный медиатор и какими качествами он должен быть наделен? На этот вопрос должно ответить исследование. Во-первых, автор в такой постановке начинает сам себе противоречить. Во введении автор ставит цель выявить степень влияния личностных характеристик медиатора, сформировавшихся до овладения медиативными знаниями, на процесс медиации (С. 4 ВКР), что стоит особняком от заявленной темы, но уже на странице 24-25 исправляется и говорит о качествах медиатора и их влиянии на медиацию. Вопрос уже к автору исследования: «Так какие качества рассматриваются, домедиативные или медиативные?» В гипотезе автор уже утверждает, что личностные характеристики, сформированные в результате домедиативной профессиональной практики, влияют на особенности проведения процесса медиации ( С. 5 ВКР). Все таки домедиативные характеристики. Но это не факт, потому что на протяжении всего исследования автор рассматривает либо личностные характеристики медиатора, либо домедиативные профессиональные практики или профили. В общем и целом сплошная путаница, которая пронизывает исследование. Во-вторых, какие же домедиативные личностные качества влияют на медиацию и ее эффективность? Обращаемся к содержанию ВКР и находим, что в главе второй, название которой игнорирует правила русского языка, параграф второй приближается по своему названию к анализу или раскрытию домедиативных личностных характеристик. Правда автор говорит о «разном профиле домедиативной профессиональной деятельности медиаторов», но не о домедиативных личностных характеристиках. Разный профиль – это юридический, психологический и педагогический. И автор продемонстрировав все недостатки этих видов деятельности, калечащих тех, кто включен в них, приходит к выводу, что нет опубликованных работ, которые бы подтвердили, заметьте, объективную взаимозависимость и влияние той или иной профессии на процесс медиации (С. 43 ВКР). Мы полагаем, что таких работ и не будет, но об этом чуть позже. В-третьих, отсутствие работ не является помехой для автора в исследовательской части работы (до этого была не исследовательская часть, но тогда не понятно какая это часть, к какому жанру она относится?) решить или определить степень влияния домедиативной профессиональной деятельности на процесс медиации (С. 43 ВКР). После того, как автор дал характеристики испытуемых групп и описания методик исследования, а именно 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кетелла, который измеряет 16 факторов индивидуально-психологических особенностей личности, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, проводит самостоятельное исследование и расчеты, и приходит к выводу о том, что «профессиональная деформация», т.е. становление медиатора из профессионально иного в эффективного медиатора есть процесс и зависит от стажа практической деятельности. К подобного рода банальностям можно было бы прийти и без сложных математических расчетов, представленных автором в таблицах показателей факторов личностных свойств медиаторов по методике Р.Б. Кеттела, без сравнительных диаграмм, наглядно отражающих различия в личностных характеристиках в зависимости от стажа. Стоило бы посмотреть личностные характеристики не стажеров, а умудренных опытом работы медиаторов и все стало бы на свои места. Наиболее существенным для понимания роли личностных характеристик в становлении медиатора и их влияния (помогают/мешают) на процесс медиации является предпринятое автором анкетирование или экспертный опрос практикующих медиаторов. Этот метод наиболее информативен и приближает автора к теме исследовательского проекта, чего нельзя сказать о предыдущей методике. В-четвертых, из пяти выводов, сделанных автором в исследовательской главе, она у автора за номером 3, два касаются темы исследования или ВКР. Один вывод об опыте профессиональной деятельности, полученной до начала медиативной практики, который «имеет свое влияние на личность медиатора и непосредственно на процесс медиации…» (С. 71 ВКР), второй о том, что эффективным медиатором может быть не «любое физическое лицо», а только гармоничная и целостная личность, с набором определенных личностных качеств и так далее (С, 71 ВКР). Этим все сказано, т.е. задачи решены, а одна цель достигнута, ибо автор смог показать личностные характеристики, которые либо помогают, либо мешают медиатору. Однако не достигнута другая цель, связанная с анализом влияния домедиативных личностных характеристик на процесс медиации. В-пятых, автор пишет, что нет опубликованных работ, которые подтвердили бы объективную взаимозависимость и влияние той или иной профессии на процесс медиации (С. 43 ВКР). Таких работ не будет по той причине, что профессии не оказывают воздействие на сам процесс медиации, но могут способствовать ее проведению. Профессии потому и профессии, что в пределах оных осуществляется специфическая, отличная от иных видов деятельность индивидов, наделенных специфическими знаниями, умениями и навыками. Не единство или тождество видов деятельности делает профессию профессией, а их различие и даже противоположность. В связи с чем наиболее удачной парадигмой анализа объективной взаимосвязи и влияния той или иной профессии, из которой приходят медиаторы был бы анализ компетенций, как концентрированного выражения знаний, умений и навыков. Сравнительный анализ компетенций и трудовых функций либо в профессиональных стандартах, либо в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) дали бы больше объективного для аргументации особенной подготовки специалистов в области медиации, что и осуществляется сегодня в соответствии с Федеральным законом о медиации. Учитывая представленный уровень анализа непростой в теоретическом плане темы, следует сказать, что ВКР Кутейниковой И.И. на тему «Влияние личностных характеристик медиатора на процесс медиации» является самостоятельной, отражены проблемы теоретического и практического характера, использована современная литература, выводы соответствуют заявленной теме исследования, т.е. ВКР полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе по направлению подготовки 37.04.02 – Конфликтология. В исследовании продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях и аргументах, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Работа оценивается на «Хорошо». Рецензент В.Е. Быданов