ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу студента II курса магистратуры Кулахметова Наиля Джафяровича Тема диссертационного исследования: «Сравнительный анализ старометодных (кадимитских) и новометодных (джадидитских) школ XIX-XX вв. на территории Средней Азии и Российской империи» Джадидизм - общественно-политическое и интеллектуальное движение, возникшее в среде мусульманских народов (преимущественно тюркских: поволжских и крымских татар, башкир, казахов и др.) в Российской империи конца XIX – начала XX вв. Несмотря на то, что движение затронуло многие стороны общественной жизни, в вопросе реформирования образования движение выступало за распространение просвещения, развитие национальных языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений современной науки. Идеологами движения, возникшего в противовес традиционалистским взглядам исламской религиозной элиты, в том числе и на образование, были такие ученые, общественные и политические деятели как Шигабутдин Марджани, Хусайн Фаизханов, Исмаил Гаспринский, Муса Бигиев и многие другие. Выпускная квалификационная работа Кулахметова Н.Д. посвящена системе исламского образования в Российской империи и в частности в Средней Азии. Система исламского образования была одним из значимых направлений во внутренней политике Российской империи и сегодня остается таковым уже в Российской Федерации. И прежде, и сегодня она существенно влияет на различные области общественной и культурной жизни народов субъектов нашей Родины. Таким образом, актуальность и практическая значимость выбранной темы не вызывает сомнений. Объектом настоящего исследования является система религиозного исламского образования конца XIX – нач. XX вв. на территории Российской империи (Средняя Азия). Предметом исследования выступают кадимитские методы обучения, существовавшие до возникновения понятия джадидизм, и новые методики обучения, формирование которых происходило в конце XIX в. Цель исследования - провести сравнительный анализ двух школ: старометодной и новометодной. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи: – изучить ряд источников на узбекском, татарском и арабском языках (в том числе рабочие программы учебных дисциплин учебных заведений Российской империи указанного исторического периода); – охарактеризовать систему исламского образования в Российской империи конца XIX- нач. XX вв.; – дать описание образовательным учреждениям, использующим кадимистские методы обучения в Российской империи конца XIX – XX вв.; – провести сравнительный анализ старометодных и новометодных программ учебных дисциплин языке; - сделать выводы, соответствующие результатам исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, списка источников и литературы и комплекта приложений. В ходе подготовки работы автор продемонстрировал владение восточными языками (узбекским, татарским, арабским) и английским языком. Кулахметов Н.Д. проявил себя как студент способный работать самостоятельно, изучать материалы и делать логические выводы на основе проведенного анализа источников и литературы. В результате проведённого исследования автором работы был сделан ряд выводов. Концепция реформ джадидов содержала в себе радикальное переосмысление основ общественного устройства, роли образования, а также переоценку культурного наследия Средней Азии. Коренные изменения в системе образования привели не только к масштабному развитию печатного дела, но и к переосмыслению мусульманами своей национальной идентичности. Выпускная квалификационная работа Кулахметова Н.Д. соответствует требованиям ГОСТа, предъявляемым к такого рода работам и заслуживает положительной оценки. к.и.н., ассистент кафедры арабской филологии СПбГУ, Уланова Д.В. 30.05.2018