РЕЦЕНЗИЯ На магистерскую диссертацию Галатова Александра Михайловича: «Этническая идентичность и конфликт ценностей в условиях глобализации (на примере Северного Кавказа)» Исследование Галатова Александра Михайловича «Этническая идентичность и конфликт ценностей в условиях глобализации (на примере Северного Кавказа)» посвящено интересной и весьма непростой проблеме. Само название, заявленное в теме, уже говорит о высшей степени актуальности данного исследования. Мы живем в глобализующемся мире, порождающим многочисленные конфликты на всех уровнях: от индивидуального, локального до глобального. Процесс начавшийся как экономическая глобализация, с течением времени стал вовлекать в свою орбиту и все остальные сферы жизнедеятельности человека (политическую, социальную, информационную и, конечно, культурную). Распространение рыночных принципов хозяйствования, навязывание либерально-демократической модели как единственно эффективной парадигмы организации общества, а затем и попытки культурной гомогенизации, ведут к вытеснению локальных культур и этнических ценностей. В этих условиях этническая идентичность, понимаемая не только как объективно существующий феномен, но и как когнитивно-эмоциональное явление, проявляющееся в осознании своей принадлежности к определенной группе, не может не обрести особую значимость. Подобная ситуация, оказывается благодатной почвой для социальной напряженности и конфликтов. Учитывая полиэтничность и конфессиональное разнообразие такого сложного региона как Северный Кавказ, возникает настоятельная необходимость междисциплинарного конфликтологического анализа и осмысления направленности происходящих процессов. Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности предопределили цель и задачи исследования. Цель исследования – «выявить влияние глобализации на этническую идентичность и этнически маркированные ценности этнокультурных сообществ Северного Кавказа». Последовательной реализации поставленной задачи и посвящена данная работа. Исследование носит творческий и самостоятельный характер. Композиционно работа структурирована логично введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении обосновывается необходимость конфликтологического анализа влияния глобализации на этнические ценности, представлены степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи, выделены объект и предмет исследования, представлен методологический инструментарий, новизна, значимость, сформулированы положения, выносимые магистрантом на защиту. Содержание каждой из глав и параграфов соответствует названию. Первая глава магистерской диссертации посвящена разработке понятийно-категориального аппарата исследования проблематики этноса, этничности и этнической идентичности. Анализ классических и современных теоретико-методологических парадигм природы этничности позволяет автору сформулировать следующее понимание этнокультурного сообщества - социальная группа, члены которой разделяют общие элементы культуры, имеют общую историческую память и миф об общем происхождении, ассоциируют себя с конкретной территорией и обладают чувством солидарности (стр. 30). Вместе с тем, этничность есть субъективно воспринимаемая совокупность индивидуальных или групповых характеристик культурного содержания, лежащая в основе выбора субъектом формы социальной идентичности (30-31). Во втором параграфе первой главы анализируются «жесткие» и «мягкие» трактовки идентичности. А.М. Галатов констатирует, что исследование идентичности невозможно проводить в отрыве от перманентного динамичного процесса самоидентификации индивидуальных и коллективных социальных субъектов, осуществляющейся в условиях оказываемого на них влияния социальной среды, что предопределяет субъективно-объективный характер идентичности (стр. 33-35). Таким образом, этничность в группе приобретает инструментальный характер, ибо оказывается средством внедрения установившейся модели самоидентификации, которая усваивается индивидами в процессе социализации. В первом параграфе второй главы, автор анализирует роль глобализации, создающей принципиально новые условия в рамках которых осуществляется взаимодействие социальных акторов и, тем самым, порождающей конфликты на всех уровнях общественных отношений. К ценностям, лежащим в социокультурном основании глобализации А.М. Галатов относит - индивидуализацию, личностную свободу и личные достижения, этико-нормативный и правовой универсализм, толерантность и космополитизм, гибкость, готовность к изменениям и прогрессивизм (стр. 56). Ансамбль ценностей глобализации не согласуется с присущими локальным этнокультурным сообществам ценностно-нормативным комплексом, включающим ингрупповой фаворитизм, конформизм по отношению к группе, изоляционизм, традиционализм и консерватизм, локализм, этноцентризм и этническая солидарность. Несогласованность подлобного рода актуализируется в негативном взаимодействии сообщества с глобализирующимся социальным контекстом (стр. 56-57). Таким образом, исследователь приходит выводу, что любое отношение глобального и локального, вытекающее из подобного базового противоречия приобретает характер конфликта. В последнем параграфе приводятся результаты прикладных социологических исследования на территории республик Северного Кавказа, эмпирически фиксирующие состояния этих сообществ и направления происходящих изменений. Автором рассматриваются этнокультурные сообщества Северного Кавказа. Под этнокультурными сообществами в работе понимается титульное население республик Северного Кавказа, не включая этнических русских, проживающих в республиках. Подобная позиция автора обосновывается тем, что данные этнокультурные сообщества, несмотря на значительную отличительность, разделяют общий, достаточно устойчивый комплекс социокультурных черт, выраженный, в том числе и в ценностно-нормативных установках, определяющих закономерности формирования коллективной идентичности сообщества и индивидуальной идентичности его членов (стр. 69). Анализ, осуществленный автором, обнаруживает такую специфику этих сообществ, как комплексность и поликомпонентность структуры идентичности, включающей в себя этническую, конфессиональную и гражданскую идентичности. Выявленная исследователем детерминированность конфессиональной принадлежности этнической, позволяет говорить о сопряженности в массовом сознании региональных социумов этноконфессиональной идентичности и традиционалистской ценностно-нормативной системы. Эта ситуация вступает в противоречие с модернизационный процессами, протекающими в регионе и влекущие за собой социокультурные трансформации в различных сферах (например, в семейных отношениях или миграционных трендах и означающими переход от традиционного типа общества к современному). А.М. Галатов совершенно справедливо отмечает, что глобализационную проблематику, воплощающуюся в регионе в социально-экономической модернизации, необходимо рассматривать в общероссийском контексте. Значительное число региональных конфликтов являются свойственными для обществ переходного типа, и их успешное урегулирование напрямую зависит от успешности модернизации региональных материальных условий и социальных отношений. К достоинствам исследования А.М. Галатова можно отнести теоретический анализ, позволивший автору обобщить достаточно большой объем научной литературы, включающей как классические, так и современные работы по данной проблематике, а также глубина их исследования. Вместе с тем, к работе есть одно очень важное замечание. В частности, достоинство, указанное выше вносит некоторый дисбаланс. Отдавая должное, проведённому автором глубокому и всестороннему рассмотрению отечественных и зарубежных концепций из совершенно различных областей (от глобалистики до психологических теорий личности), хотим отметить, что работа Александра Михайловича Галатова оказывается теоретически перегруженной. Подобная излишняя теоретическая перегруженность порой затрудняет обнаружить позицию автора, что на наша взгляд, несколько портит общее положительное впечатление от работы. Вместе с тем, высказанное замечание носят рекомендательный характер и не умаляют достоинств магистерского диссертационного исследования, а заявленная в названии тема раскрыта полностью. Работа Галатова Александра Михайловича «Этническая идентичность и конфликт ценностей в условиях глобализации (на примере Северного Кавказа)» является самостоятельной и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации по направлению подготовки 37.04.02– Конфликтология, а именно: проблематика темы исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность, в работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах. Материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты достоверны и выводы обоснованы, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Тема, заявленная в названии раскрыта полностью. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода, а автор заслуживает высокой положительной оценки «отлично». «____»______________ 2018 г. __________________ Быданов В.Е.