Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студента магистратуры Новиковой Анны Константиновны «История оперы как история философии искусства» Проблема, поднимаемая в выпускной квалификационной работе А.К.Новиковой актуальна для проблемного поля философии искусства, поскольку стваит вопрос о его определении. Во-первых, в работе ставится вопрос о специфике эстетического отношения, сформировавшегося в новоевропейской культурной традиции. Эта традиция сравнивается с другими, отличными от нее, сравнение же производится на основе материала, представляемого художественной практикой. Материалом для сравнения служит бытование в культуре определенного рода музыкально-сценического творчества, которое в европейской традиции приводит к возникновению особого жинра искусства, соединяющего в себе музыку, театр, танец в форме искусства оперы. Опера предстает как особый анропологизированный жанр, отличный от сакральных обрядовых представлений. Это характеризует особенности нового отношения к искусству как к светской практике, выражающей чувства автономного субъекта. Во-вторых, опера как жанр рассматривается в качестве некой призмы, сквозь которую можно рассмотреть не только эволюцию светского искусства в его синтетической форме, но также историю субъективного самосознания, а также показать особенности развития философской рефлексии об искусстве. Опера выступает как модель, при помощи которой можно продемонстрировать раскрытие возможностей философии искусства. В первой главе работы автор представляет исторический очерк развития оперного жанра, сравнивает оперу с предшествующими сакральными представлениями, делает выводы о различиях мировоззренческих установок, лежащих в основе этих традиций, а также описывает предпосылки становления оперы как искусства. Далее прослеживается, хотя и данная в достаточно обобщенном виде, история развития оперы от начала XVII в. до конца XIX в. Во второй главе автор сосредоточивается на философской интерпретации оперы исходя из постулирования особого качества эстетического отношения, которое автор называет, следуя определению Ф.Ницше, «духом музыки». С точки зрения автора работы, «дух музыки» является выражением новоевропейского субъекта в развитии его рефлексии о самом себе. На основе этого концепта и формируется представление о возможности выстраивания модели эволюции философии искусства в европейской мыслительной традиции. Цель и задачи исследования четко формулируются во введении к работе. Структура работы соответствует поставленным задачам. Автор последовательно развертывает заявленные во введении посылки и достаточно полно раскрывает сформулированную проблему, опираясь на широкий спектр источников, среди которых мы находим классические исследования по истории оперы, по философии музыки и по философии искусства. Безусловно, можно отметить некоторые недостатки, связанные с широтой исторического материала, который при раскрытии этой темы следовало охватить. Исторический очерк развития оперы грешит некоторыми пробелами, некоторые утверждения не являются однозначными с музыковедческой точки зрения, однако достоинство работы состоит в том, что все они используются исключительно в концептуальных целях и предполагают возможность их более широкой и неоднозначной интерпретации. Автор ограничивает свой очерк историей оперы от Монтеверди до Вагнера, хорошо обосновывая, впрочем, подобные рамки теоретически, хотя можно заподозрить, что они заданы в достаточно большой мере личными предпочтениями. Тем не менее способность выйти за рамки этих предпочтений в вопросе концептуализации и развертывания дискурса о философии музыки вызывает безусловное уважение к теоретическому качеству работы, а также позволяют сделать вывод о ее научной ценности в качестве исследования в области философии искусства. Таким образом можно сказать, что выпускная квалификационная работа А.К.Новиковой «История оперы как история философии искусства» отвечает всем необходимым требованиям, которые предъявляются к подобного рода работам, соответствует всем параметрам и может быть оценена как зрелое научное исследование самым высоким образом. кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры русской философии и культуры СПбГУ Коленько С.Г.