Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Добронравова Кирилла Олеговича по направлению подготовки «Философия», основной образовательной программы «Философия искусства» на тему «Миф и мифологизация красоты в искусстве XX века». Тема диссертационного исследования К.О.Добронравова – трансформация красоты в контексте культуры XX века. Целью его работы было ответить на вопрос: почему красота, на протяжении веков являвшаяся центральной категорией европейской эстетики, в XX веке утрачивает статус основополагающего принципа строения всей системы эстетических ценностей. В культуре новейшего времени меняется содержание понятия красоты, которая становится выражением не совершенства, а полноты бытия человека в мире. В начале XX века такая трактовка привела к возникновению мифа красоты, выражением которого стало искусство авангарда. Прослеживая дальнейшую эволюцию представлений о красоте, К.О.Добронравов отстаивает свою точку зрения, согласно которой в эстетике и искусстве модернизма миф красоты присутствует в осуществляемом художественным творчеством иррациональном интуитивном постижении включенности человека в со-бытие с целостностью мира. На основе такого понимания формируются творческие стратегии искусства модернизма, нацеленного на поиск новых способов конструирования художественного произведения, воплощающего иррациональность, неоднозначность, множественность смыслов. В первой главе диссертации К.О.Добронравов прослеживает историческую эволюцию представлений о красоте от классической до современной эстетики. Он рассматривает трактовку красоты в концепциях И. Канта, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, а затем обращается к анализу позиций философов середины XX века – М. Хайдеггера, Г.Г. Гадамера, Х.Ортеги-и-Гассета, А. Данто. Во второй главе К.О.Добронравов анализирует феномен мифологизации красоты, которую он трактует как целенаправленное создание иллюзии красоты, служащей инструментом для выполнения различных функциональных задач социокультурной реальности (идеологических, коммерческих, потребительских). Диссертант анализирует различные трактовки мифологизации красоты в работах Р.Барта, Ж. Бодрийяра, Б.Гройса, Ги Дебора, С. Жижека и показывает, как такая установка реализуется в искусстве тоталитарного общества и коммерческом искусстве. Следует отметить, что и в первой, и во второй главах К.О.Добронравов наряду с анализом философско-эстетических текстов постоянно обращается к художественной практике, проявляющей тенденции, которые осмысляются теоретиками, а также к работам таких теоретиков и практиков современного искусства, как Й. Кошут, Р. Краусс, М. Дюшан, Э. Уорхол. Достоинством работы является широкий круг литературы (использовано более 62 источников, в том числе на английском языке), богатый и конкретный иллюстративный материал. Особенно хочется отметить самостоятельность суждений автора работы, его увлеченность темой и стремление отстаивать свою позицию. В результате К.О.Добронравову удалось убедительно выстроить картину исторической эволюции представлений о красоте в переходе от классической к современной эстетике, выявить культурные, философские и художественные корни происхождения мифа красоты в эстетике первой половины XX века и раскрыть природу его трансформации в различные формы мифологизации красоты во второй половине века. Диссертант проявил философскую и художественную эрудицию, аналитические способности, умение сопоставлять позиции, выявлять логику развития идей. На этом основании можно заключить, что работа К.О.Добронравова «Миф и мифологизация красоты в искусстве XX века» соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным магистерским работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Считаю также необходимым отметить научную активность К.О.Добронравова на протяжении двух лет обучения в магистратуре. За это время он опубликовал 6 теоретических статей, трижды участвовал в конференциях, в том числе международных, и в 2017 году был удостоен именной стипендии им. академика А.А.Фурсенко. Научный руководитель д.ф.н., профессор Е.Н.Устюгова 15 мая 2018 г.