ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе магистра «Феномен арт-протеста: между искусством и социально-политическими практиками», выполненной К.М. Красноперовой (основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39.04.01 «Социология», профиль «Социология культуры») Ксения Красноперова работала под моим научным руководством в течение всех двух лет обучения в магистратуре и за это время показала себя заинтересованной и творчески ориентированной студенткой, способной поднимать нетривиальные исследовательские вопросы и работать в непростом поле, которое составляют арт-активисты. В своей выпускной квалификационной работе Ксения задается вопросом о том, как современные активисты выходят за пределы традиционного репертуара инструментов артикуляции своего недовольства существующей системой власти и обеспокоенности социальными проблемами в обществе и обращаются к языку искусства, чтобы пригласить публику к рефлексии и вызвать широкий коммуникативный резонанс. Для ответа на этот новаторский для социальных наук вопрос она провела исследование в формате mixed methods: с одной стороны, она осуществила вторичный анализ статистических данных, полученных в рамках проекта НОЦ ЦСИПИ «Состязательная политика в России», сравнив «типичный профиль» арт-протестов и более традиционных форм протестной активности. С другой стороны, свои выводы, сделанные на этих материалах, она дополнила и контекстуализировала с использованием качественного метода социологического исследования – глубинного интервью с современными российскими арт-активистами. При этом ей пришлось столкнуться с выраженными проблемами доступа к полю (в современных условиях опрессивной публичной сферы, где социально-политический протест позиционируется как нелегитимный, а зачастую – и нелегальный, художники стремятся работать в условиях полной анонимности и неохотно идут на контакт с исследователем), но она успешно справилась с этими вызовами и смогла собрать уникальные полевые данные. Особенно интересны ее находки о тактических решениях и действиях арт-активистах в условиях давления политической системы, а также о способах взаимодействия с другими акторами (особенно публиками и СМИ) Полученные эмпирические материалы Ксения рассматривает через призму теорий состязательной политики, которые представляются релевантной теоретической рамкой, позволяющей решить поставленные в исследовании задачи. Внимания заслуживает и обзор случаев арт-протеста в современной российской практике, осуществленный студенткой. Результаты проверки выпускной квалификационной работы Ксении Красноперовой показали, что доля оригинального текста в ней составляет 93%, но все совпадения, выделенные программой, указывают исключительно на постраничные ссылки и список литературы. Конечно, как любая новаторская работа, исследование Ксении не лишено недостатков. Так, работе не помешал бы более развернутый обзор международной дискуссии о роли искусства в социально-политическом протесте и о том, что в англоязычной литературе называется арт-активизмом. В своем анализе арт-протеста Ксения явно больше интересуется именно социально-политическим измерением деятельности активистов и зачастую рассматривает сюжет о художественной наполненности акций как периферийный. Также несколько «провисают» связки между теоретической рамкой работы и осуществленным эмпирическим анализом. Однако в целом работа Ксении Красноперовой отражает результаты оригинального самостоятельного исследования, выполненного на хорошем профессиональном уровне, и отвечает требованиям, предъявляемым к квалификационным работам подобного рода, а сама Ксения заслуживает присуждения ей степени магистра. Научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ А.М. Хохлова 03.06.2018