РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Виктории Александровны КОВАЛЬ, представленную на соискание академической степени магистра искусств и гуманитарных наук, по теме «СЕВЕРОНЕМЕЦКАЯ ХОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ (1600–1750)» Диссертация В. А. Коваль — это серьёзное исследование, опирающееся на старинные документы и широкий круг внушительных научных трудов, нот¬ных публикаций, справочных изданий на немецком, английском и русском языках. Прежде всего, отмечу в высшей степени добросовестную проработку диссертанткой всего добытого ею материала, о чём красноречиво свидетель¬ствуют постоянные отсылки к источникам каждого сообщаемого факта. Не меньшего одобрения заслуживает также систематизация всего этого корпуса сведений, благодаря которой целый класс произведений старинной органной музыки предстаёт перед читателем как живое явление со своей историей и проблематикой: как сформировался жанр хоральной фантазии, каковы его специфические особенности, для каких инструментов — в каких церквях каких городов — эти сочинения создавались и исполнялись, какие вырази¬тельные приёмы отличали эти произведения от прочих хоральных обработок и т. д. Проделанный труд позволил диссертантке собрать и представить све¬дения о композиторах, писавших хоральные фантазии, обо всех источниках, в которых они сохранились, о диспозициях органов, на которых они звучали. Работа имеет несомненное научное значение, её результаты могут быть использованы в курсах истории музыки и истории органа. Большую ценность имеет также предложенная диссертанткой регистровка хоральной фантазии Франца Тундера (ноты этого сочинения включены в приложение к работе): этот опыт может послужить объектом для обсуждения практикующих орга¬нистов и примером для их собственных опытов. Считаю, что исследование В. А. Коваль полностью соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, а его автор заслуживает присуждения искомой степени магистра искусств и гуманитарных наук. Доктор искусствоведения, профессор Южак К.И. 05.06.2018