ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу магистра Ван Лихун по теме «Жанровое своеобразие сборника Н. А. Лейкина “Ради потехи: юмористические шалости пера”» Магистерская диссертация Ван Лихун посвящена описанию жанрово-композиционных и стилевых особенностей сборника Н. А. Лейкина «Ради потехи», который специально не рассматривался как исследователями творчества писателя, так и в более общих трудах, посвященных русской прозе 1870-х – 1890-х гг. Между тем этот сборник, как справедливо отмечает автор диссертации, является своеобразной «энциклопедией» юмористических жанров, в отличие от других сборников писателя, объединяющих, как правило, произведения одного, реже – двух или трех жанров. Тем самым избранная тема, несомненно, является оригинальной, обусловливает новизну и актуальность выпускной работы Ван Лихун. Структура работы отличается простотой и ясностью: первая глава посвящена описанию юмористических вариантов так называемых «традиционных» жанров, утвердившихся в русской литературе, среди которых записки, дневник и автобиография; вторая – оригинальным и нетрадиционным жанрам, таким, как «куплеты в прозе», «письмовник», «виденное и слышанное». В каждой из глав автор диссертации последовательно описывает предметный мир, персонажную сферу, повествовательные формы и основные композиционные принципы организации циклов, объединенных общим жанровым поименованием. Одним из достоинств диссертации является то обстоятельство, что при анализе рассказов автор учитывает такую важную составляющую, как «читательский адрес», принципиальную для прозы Лейкина. Ван Лихун демонстрирует достаточный уровень знакомства с литературой вопроса (как историко-литературными, так и теоретико-литературными исследованиями), необходимую степень владения научным стилем речи, корректно использует литературоведческую терминологию. Крайне важно отметить, что материал, с которым работает автор, исключительно сложен для чтения и понимания иностранным студентом, поскольку отличается обилием сказовых форм, далеких от современных норм русского литературного языка, а также обилием исторических реалий, реконструкция которых требует дополнительных разысканий. Впрочем, думается, что последнее обстоятельство позволило Ван Лихун существенно повысить свой уровень знаний русского языка, литературы и культуры России. Выпускная работа не лишена недостатков, главным среди которых является недостаточное внимание, уделенное Ван Лихун историко-литературному контексту и тому влиянию, которое Лейкин оказал на развитие малых юмористических жанров, заполонивших в 1880-е гг. страницы тонких журналов. Отметим также, что большая часть оригинальных жанрово-композиционных форм, представленных в сборнике «Ради потехи», позднее обрели настоящую популярность благодаря «последователям» Лейкина, среди которых А. П. Чехов, Ал. П. Чехов, И. Л. Леонтьев-Щеглов, И. И. Ясинский, И. Н. Потапенко, В. В. Билибин и мн. др. Несмотря на то, что автоматическая компьютерная программа “SafeAssign”, встроенная в систему “Blackboard”, квалифицирует результаты следования унифицированным принципам репрезентации данных как «неправомерные заимствования» (13%), все без исключения случаи являются ни чем иным, как воспроизведением обязательных формулировок, предписанных в качестве правил оформления выпускных квалификационных работ. Реальный «плагиат» в работе отсутствует. В целом магистерская диссертация Ван Лихун представляет собой самостоятельное научное исследование, соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистров, и заслуживает положительной оценки. 02.06.2018 г. Д.ф.н., профессор Е. В. Хворостьянова кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ