Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Гасановой Анны Александровны по теме: «Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна» Работа А.А.Гасановой посвящена одной из наиболее актуальных и популярных тем в современной философии. Ежегодно на эту тему появляются многие десятки статей и монографий. Столь большой интерес связан с нарастающим ощущением того, что современная цивилизация вступает в период драматических трансформаций самых фундаментальных ее оснований. Это общее для всей культуры постмодерна настроение специфицируется в данном случае в отношении принципа гуманизма. Принцип гуманизма занимает в культуре модерна центральное место. Сфера его распространения охватывает собой буквально все стороны нашей духовной и материальной жизни, сферы права, морали, политики, коммуникации, искусства, а также научного познания и техники. В более узком смысле тема постгуманизма и трансгуманизма связаны с открывающимися в современной науке и технике перспективами, когда существенным преобразованиям будут подвергаться те характеристики человека, которые прежде казались незыблемыми и отождествлялись с самой сущностью человеческого как такового. Преобразование человеком самого себя — задача отнюдь не новая, в особенности для эпохи Просвещения. Однако прежде предметом такого культивирующего воздействия была по преимуществу личность человека, а способом — воспитание и образование в широком смысле слова. При этом природные характеристики человека относились к сфере данного, с которым индивиду волей-неволей приходится иметь дело. Теперь же предметом культивирующего воздействия становится не только дух и сознание человека, но и все его основные биологические характеристики. Если раньше все возможное могущество человека располагалось между двумя кардинальными точками, которые можно охарактеризовать так: Бог дал, Бог и взял. То теперь и эти границы становятся предметом био-технологического преобразования. Каковы перспективы принципа гуманизма в этой ситуации? Несут ли с собой новые технологии угрозу человечеству и что будет с принципом гуманизма — этим стрежнем всей современной цивилизации? Эти и другие вопросы находятся в центре внимания автора. Помимо множества интересных технических деталей, оптимистичных ожиданий или пессимистичных пророчеств, главная задача состоит в том, чтобы определить и оценить последствия масштабного поворота в событии техники, когда в сферу технического воздействия попадает сама природа человека, базовые константы его бытия, которые до сих пор представлялись незыблемыми. Возможно ли такой новый сверхчеловек? Следует ли на опасаться или приветствовать его появление? Такие трансформации ожидают в этом случае принцип гуманизма — центральный для всей современной цивилизации — коль скоро человек подвергнется жесткой конкуренции со стороны сверхчеловека? Эти и многие другие вопросы возникают в этой связи. Первая глава работы посвящена краткому обзору истории становления и трансформации принципа гуманизма, условий его становления и последующего развития в философии 20 в. Автор обращается к анализу целого ряда выдающихся философов — среди которых Р.Барт, Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер, М. Фуко, Ж.Деррида. На мой взгляд, этот раздел получился менее удачным, поскольку автор недостаточно четко выделил те линии в развитии принципа гуманизма, которые ведут к нынешней ситуации постгуманизма. А в результате исследование переходит от одного автора к другому, не всегда работая на конечную цель работы и отвлекаясь на некоторые пусть и интересные, но в данном случае подобные сюжеты. Однако последующие главы компенсируют эти недостатки. Вторая глава дает характеристику основных постгуманистических дискурсов и предлагает вполне удовлетворительную их классификацию. Третья глава посвящена рассмотрению собственно трансформаций философских оснований гуманизма. Совершенно очевидно, что постгуманизм и тесно связанный с ним трансгуманизм является не только подобным следствием технологического развития современного общества, но и законным наследием всех базовых черт классического гуманизма. Анализируются позиции в отношении концептов «природа человека», «достоинство человека» и антропоцентризма М. Хайдеггера, Ф.Фукуямы, Ю.Хабермаса, Б.Латура, Д.Харауэй, Р.Курцвэйля. Обоснованным и представляющим теоретический интерес представляется вывод автора о том, что определенные трансформации гуманизма в сравнительной близкой перспективе неизбежны. Однако ни чрезмерный технологический оптимизм, ни равно попытки затормозить технологическое освоение человеком самого себя не сулят разрешение коллизии. Конкретные черты грядущего облика нового гуманизма представить сколько-нибудь детального еще не удается. Однако особую важность при этом приобретает поддержание баланса между техническим и фюзическим в человеке или наследующем ему сверхчеловеке. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. Тема диссертации в достаточной мере раскрыта. К несомненным достоинствам работы, помимо указанных выше, следует отнести хорошее владением современной литературой по теме исследования. Автор грамотно аргументирует свою позицию и делает обоснованные выводы. Следует также отметить хороший литературный язык изложения. Учитывая сказанное, полагаю, что представленная работа А.А.Гасановой соответствует предъявляемым к выпускной квалификационной работе требования и заслуживает оценки «отлично». Научный руководитель, К.ф.н., доц. А.В.Говорунов