РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Гасановой Анны Александровны по теме «Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна» Актуальность предложенной темы определяется как сложностью техногенеза, в ходе которого различия человека и других сущностей перестали быть очевидными и радикальными, так и кризисом гуманитарного мировоззрения в целом. Назрела потребность в новой классификации органической жизни, которая бы учитывала множество трансформаций как тела, переставшего быть абсолютной точкой отсчета в дискурсе о человеке, так и гуманизма вместе с парадигмами морали, прогресса и тотального знания, соотношение которых казалось непреложным с эпохи Возрождения. Автор выпускной квалификационной работы справедливо наметила сферу задач исследования: рассмотреть постмодернистский дискурс в перспективе нарастающих противоречий его базовых принципов, не позволяющих согласовать практику и стилистику апокалиптической деконструкции с нарастающей тенденцией гуманитарного знания встроиться в техногенез без критики собственных оснований. К положительным сторонам работы Гасановой А.А. относится и то, что исследование представляет собой продуктивное описание процессов трансформации гуманистического мировоззрения, с уточнением набора понятий, связанных с мутацией гуманитарного сознания. Подобная процедура аналитической инвентаризации позволила автору наметить контуры альтернативной как постмодернистской методике, так и гуманистическому мировоззрению способ мышления о мире, в который «человек» вписан на общих основаниях. Автор определила его как рефлексию о будущем человека и техники в условиях неразличимости производных техногенеза и целеполагания. Такая рефлексия предполагает пересмотр фундаментальных позиций «эссенциализма» в дискурсе о человеке, и переход к аналитике человекомерности как динамического потенциала с бесконечным набором меняющихся параметров, когда этот антропомерный потенциал находится в «пограничном состоянии». В качестве примера в тексте реконструируется альтернативная эссенциалистской акторно-сетевая теория Латура (совокупность взаимосвязей гетерогенных объектов). Несмотря на глубокое знание теоретических основ философской антропологии, продемонстрированное автором, работа не свободна от некоторых недостатков. В частности, хотелось бы заметить, что интерпретация гуманизма эпохи Возрождения в первой главе ВКР страдает некоторой односторонностью, для преодоления которой стоило бы привлечь в качестве источников более разнородный материал (например, работы Кристеллера). А в поисках выхода из тупиков инструменталистской и субстантивной моделей технологий можно обратиться к истокам философии техники и рассмотреть «принцип органопроекции» Эрнста Каппа и его модификации, например, в работах Маклюэна. К достоинствам представленного текста относится то, что он написан на стыке философской антропологии, истории философии и философии техники, поэтому более широкая опора на разнообразные источники пошла бы ему только на пользу. Вышеуказанные замечания (или, скорее, пожелания) не отменяют общего положительного впечатления от ВКР Гасановой А.А. Содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме, которая полностью раскрыта в рецензируемом тексте. Структура ВКР полностью обоснована задачами исследования, сформулированными во введении. В представленном тексте кроме классических работ Хайдеггера, Хабермаса, Ролана Барта и т.д. использована современная литература по заявленной теме, много источников на английском языке, что способствует введению в научный оборот новых результатов исследований по проблеме гуманизма. В заключении дано развернутое обоснование выводов исследования. Текст написан на доступном для читателя языке, теоретические рассуждения подкреплены примерами, отсылающими к практической стороне исследуемых проблем. «17»_мая_ 2018 г. __________________ Романова И.К.