РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающуюся СПбГУ Алены Игоревны Клыковой по теме «МЕТОДЫ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОМУЗЕЕВ» В своем историческом развитии музей и музейная теория подвержены изменениям. Музей является одним из инструментов самосознания культуры, самоидентификации по отношению к иным культурам, народам и эпохам. Изменение роли музея в обществе определило возникновение, наряду с классическими музеями, новых музейных форм. В 1970-х гг. в Европе и Северной Америке возникают экомузеи, в странах Латинской Америки ― «интегрированный музей», а в 1980-е гг. ― движение «Новая музеология», объединившее специалистов из многих стран мира. В отличие от классического музея, который, как правило, связан с государственной политикой, экомузей обладает «специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие». Таким образом, эти музеи активнее участвуют в деле создания культурно-исторической среды. Экомузеи ― это попытка не утратить свой традиционный образ жизни и возродить интерес к особенностям отдельно взятого региона. Распространение такого типа музеев усиливалось общественным вниманием к проблемам регионального развития и охране окружающей среды. Заявленная тема представляет интерес, так как позволяет более внимательно проследить и проанализировать особенности основной формы деятельности музеев, чтобы более четко представлять их отличие от классического музея. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, и заключения. Во введении обосновывается актуальность, определяется степень научной разработанности темы; объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе «Экомузей: предпосылки появления» описываются предпосылки появления и история возникновения экомузеев, рассматриваются предшествующие формы музеев и делается попытка определить понятие «экомузей». Вторая глава «Экомузей: история возникновения и основные направления экспозиционно-выставочной деятельности» посвящена экспозиционной и выставочной деятельности индустриальных и сельских экомузеев Западной Европы и Канады. Третья глава «Выставочная деятельность экомузеев» описывает деятельность экомузеев по сохранению и экспонированию нематериального культурного наследия. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Учитывая, что основное внимание в работе отводится описанию экомузеев Америки и Европы, то основной корпус источников (опубликованных и электронных) и литературы представлен на иностранных языках. Это, несомненно, является достоинством работы. Алена Игоревна достаточно подробно рассматривает выставочные проекты экомузеев за разные хронологические периоды, особое внимание уделяя тематики экспозиций и выставок. Тем не менее работа имеет недостатки. На наш взгляд, в своей основе она реферативна. Хотелось бы иметь более четкие определения не только «экомузеев» и «нематериального наследия», но и других терминов и понятий, которые употребляются в работе. Больше внимание уделять не только описанию тематики выставок, но и анализировать именно методы построения этих выставок – какими методами достигается решение социальных функций музея? Из работы понятно, что наиболее массовое распространение этот тип музеев получил в Европе и Америке, однако и в России существуют экомузеи. Возникает вопрос – почему автор не пишет о них? Думаю, что если бы во «Введении» автор обозначил свою позицию, то этого вопроса можно было бы избежать. Считаю, что привлекая отечественную литературу, автору удалось бы создать более объективный взгляд на эту музееведческую проблему (частный пример – статьи М. Е. Каулен о нематериальном наследии). Несмотря на замечания, работа соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и может быть оценена положительно. «26» мая 2018г. Е. В. Яновская.