Отзыв на выпускную квалификационную работу магистра филологии Пономаревой Софьи Сергеевны «Рецепция латинской риторики в произведениях Паскаля Киньяра» Магистерская диссертация С.С.Пономаревой, выполненная в рамках специализации «Литература народов зарубежных стран», посвящена очень важной как для современной филологической, так и для философской мысли теме, связанной с эпистемологией постмодерна, а именно, поисков некой замены логоцентризму, философии субъекта, который, вследствие массированной атаки на картезианство, перестал быть самодостаточным основанием мыслительного, а значит, и творческого процесса. Объектом иссследования явились гносеологические эксперименты современного французского мыслителя Паскаля Киньяра и его же художественное творчество («латинские» романы «Альбуций» и «Записки на табличках Апронении Авиции»). Основная мысль Киньяра, на которую опирается и магистрантка в построении работы, - поиск основания, ибо, по убеждению французского писателя, нельзя творить, не помыслив сначала условия собственного творчества. Эти основания он ищет у истоков – в Античности, но и тут постмодернистская эпистема верна своей установке на тотальное сомнение: в самом деле, наш взгляд на Античность не только не полон, но и обусловлен – приблизительным знанием о языке, произвольным набором дошедших до нас текстов. Отсюда и возникает интерес Киньяра к риторике в ее первоначальном понимании как способности словесного ряда непосредственно соотноситься с истиной; на этом поле работает как французский мыслитель, так и исследовательница его творчества. Соответственно, в ее задачу входит, по сути, «реабилитация» риторики, необходимость обращения к ней на новом этапе и филологической, и философской мысли, характеризующемся размыванием границ между этими двумя способами интерпретации мира. Соответственно, исследование С.С.Пономаревой по необходимости является смежным между двумя дисциплинами – философией и филологией (литературоведением). С этим связана и структура работы: в первой ее части прослеживается вначале история риторики в европейской культурной традиции, затем обращение к риторике как к истоку Хайдеггера, непосредственно повлиявшего на философскую мысль Киньяра; и, наконец, как необходимое дополнение к любой современной эпистеме – обращение к основным моделям и приемам психоанализа. Во второй части рассматривается метод обращения к латинской риторики Паскаля Киньяра – а именно, понимание прошлого и истории (разделение на «прошлое» и «былое»), переосмысление французским писателем жанровой системы латинской словесности (расширение понятия «романа») и, кажется, чисто киньяровское, хотя и связанное, вероятно, с исихазмом, понятие «тишины» как основания словесности. Если первая часть скорее философская, а вторая – симбиотическая, то третья как раз больше склоняется к литературоведческому дискурсу: магистрантка рассуждает о романе как о внежанровом явлении, о проторомане в латинской декламации, и о попытках Киньяра создать новый повествовательный код в рамках все той же постмодернистской эпистемы, но опираясь на законы латинской риторики (романы «Альбуций» и «Записки на табличках Апронении Авиции»). Работа, на наш взгляд, получилась интересная, обладающая изрядным эвристическим потенциалом, Исследовательница в полной мере достигла поставленных целей – она не только подвела конкретную философскую базу под творчество Киньяра, но и обозначила пути дальнейших исследований как философии постмодерна, так и тесно связанной с последней литературной практики. Научный руоводитель, к.филол.наук, доц.кафедры ИЗЛ СпбГУ А.Ю.Миролюбова