Актуальность работы Ду Цин для стратегических коммуникаций в бизнесе и политике сомнений не вызывает. Цифровые технологии связи и Интернет оказывают в XXI веке существенное влияние на способы и средства общения. IT-бизнес сейчас является самой перспективной отраслью с большим инновационным потенциалом, реализация которого позволяет добиться впечатляющего роста и новых возможностей для экспансии на внешние рынки. Именно поэтому особую важность приобретает разработка эффективных стратегий продвижения продукции этого бизнеса за рубежом с использованием современных инструментов. Цель рецензируемой диссертационной работы — выявление современных технологий продвижения высокотехнологичных продуктов, а также специфики маркетинговых и PR-коммуникаций, применяемых IT-производителями, на примере китайских компаний Huawei и Xiaomi на российском рынке. Для достижения данной цели магистрант ставит следующие задачи: • раскрыть содержание категории высокотехнологичных продуктов; • рассмотреть особенности целевого рынка и потребительского поведения; • выявить особенности формирования спроса на высокотехнологичные продукты; • исследовать технологии продвижения высокотехнологичных продуктов; • изучить технологии продвижения продукции посредством PR и маркетинговых технологий компаний Huawei и Xiaomi в офлайн и онлайн-среде; • определить преимущества и недостатки в продвижении продукции компаний Huawei и Xiaomi посредством сравнительного анализа. Структура выпускной квалификационной работы логична: введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, описывается проблематика, представляются объект и предмет исследования, ставится цель, формулируются задачи. Также Ду Цин приводит используемый в диссертации методологический аппарат, обозначает хронологический период исследования, отмечает новизну, теоретическую и практическую значимость работы. В первой (теоретической) главе исследуется категория высокотехнологичных продуктов как объектов продвижения. Раскрывается содержание этой категории, описываются потребители продуктов IT-индустрии, рассматривается формирование спроса на высокотехнологичные продукты. Наконец, приводятся основные технология их продвижения. Вторая (практическая) глава посвящена продвижению продуктов Huawei и Xiaomi в онлайн и офлайн среде. Магистрантом рассматриваются публичные коммуникации этих компаний в социальных медиа, на официальных сайтах и традиционных медиа, а также презентация их продуктов на специальных мероприятиях. В заключении магистрантом излагаются основные результаты исследования, приводятся практические рекомендации по продвижению высокотехнологичных продуктов на российском рынке для китайских компаний. Среди достоинств работы стоит отметить комплексный подход к анализу коммуникаций двух крупнейших китайских компаний, действующих на российском рынке. Учтены и социальные медиа и традиционные СМИ. Количества материалов, которые проанализировала Ду Цин в целом достаточно для формулирования обобщающих выводов. К тому же была предпринята смелая (пусть и не очень удачная) попытка теоретизации категории «высокотехнологичный продукт». Но у рецензируемой диссертации есть спорные моменты. Среди них можно отметить, например, вывод к первому параграфу (с. 15), где магистрант утверждает: «Таким образом, высокотехнологичными продуктами в наше время являются не только производственные, но и социальные технологии, которые можно встретить на каждом шагу и которые вошли в нашу жизни и укрепились в ней». При этом социальное измерение высоких технологий, да и сама категория «социальной технологии» в работе не раскрыты. Еще один спорный момент, в той же теоретической главе, в параграфе 1.2. «Потребители продуктов IT-индустрии». Магистрант приводит статистические данные, по распределению потребителей высокотехнологичных продуктов по городам проживания в РФ (с 17), распределение онлайн покупателей по полу и возрасту (с. 20), доли потребителей высокотехнологичных товаров с разным уровнем дохода на одного человека в семье (с. 22). Однако эти данные взяты из отчетов, актуальных на 2014 год, тогда как на дворе уже год 2018. Есть подозрение, что при подстановке более новых данных выводы магистранта в целом не претерпят изменений, но детали могут отличаться. Один из вопросов к практической главе — основания выбора газет «Известия», «Коммерсантъ» и «Ведомости» как примеров реализации коммуникаций в традиционных медиа. Да, эти издания обладают высоким индексом цитируемости и относятся к качественной прессе. Но ведь продвижение высокотехнологического продукта одной лишь качественной прессой не ограничивается… К тому же, почему магистрантом было проигнорировано телевидение? Говоря об оформлении отметим, что в работе имеется некоторое количество опечаток (в частности, лишние пробелы или их отсутствие). Вопросы вызывает оформление отступов и интервалов в заголовочных комплексах таблиц, подписях к рисункам, сносках. Маркированные списки не приведены к единому виду (для примера, на с. 12 список маркируется черточками, и следом же на с. 13 — точками). Однако эти недостатки не являются критичными и, более того, не могут испортить положительного впечатления от работы магистранта. К тому же, насколько я понимаю, русский язык для автора не является родным, и создание такого сложного и требующего высочайшей концентрации текста, как магистерская диссертация — задача не из легких. И Ду Цин с ней в целом неплохо справилась. Таким образом, рецензируемая магистерская диссертация соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки, а ее автор Ду Цин — присвоения искомой квалификации. Рецензент, бизнес-аналитик В.В. Декалов ООО «Эквио»