Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Алёны Александровны Карбасовой «Репрезентация социальных проблем в современном визуальном искусстве (на примере арт-пространств Санкт-Петербурга) Тема выпускной работы Алены Карбасовой полностью соответствует направленности профиля магистратуры «Социология культуры» и была предложена самой магистранткой в начале первого года обучения. Алена Александровна довольно удачно сумела сочетать свой опыт работы в области организации выставок современного искусства и научную-исследовательскую деятельность, реализованную в написании ВКР. Первые два семестра автор работала над концептуальной базой исследования, самостоятельно составила библиографию по избранной теме, проработала основные подходы к пониманию и изучению социальных проблем, выбрала и описала теоретическую рамку для анализа данных, в качестве которой обоснованно был избран конструктивистский подход, постулирующий зависимость признания социального процесса как проблемы от характера общественного внимания к ней. Второй год обучения магистрантка посвятила разработке исследовательского инструментария и сбору данных с помощью методов качественного анализа текстов (описаний выставок и арт-объектов), глубинного интервью с художниками и кураторами и анкетирования посетителей выставок современного искусства. В рамках своего исследования под социальным или социально-ориентированным искусством понимает арт-объекты, не только включающие в себя социальную тематику, но и акцентирующие внимание зрителя на определенных проблемах, призывающие исправить существующее положение вещей. В своей работе Алена Александровна обращает внимание на общественную функцию художника заключающаяся в том, чтобы не только привлекать внимание общественности к определенным социальным проблемам, но и в том, чтобы интерпретировать через искусство смыслы происходящего, быть посредником в коммуникации между обществом и отдельным зрителем. Существенной находкой для структуры работы стало рассмотрение репрезентации социальных проблем в современном визуальном искусстве на трех уровнях: самоцензуры художника (творца), кураторской адаптации и зрительского восприятия. Автор осуществляет попытку анализа внутриличностного механизма самоцензуры художников, которые, с одной стороны, стремятся самовыразиться и с помощью арт-объектов донести до публики тот или иное «сообщение», привлечь внимание к той или иной социальной проблеме, а с другой – необходимо должны ориентироваться на ожидания кураторов и профессионалов в области современного искусства, и отчасти, зрителей. Другим противоречием, характеризующим творчество художника, создающего социально-ориентированные арт-объекты, заключается в необходимости удержания баланса между стремлением сохранить, с одной стороны, художественную оригинальность, а с другой - быть в своих работах в определенной мере понятным зрителю. При этом исследование показало, что посетители выставок современного искусства в двух случаях из трех достаточно адекватно воспринимают смысл арт-объектов. Между художниками и зрителями исследовательница обнаружила сходство в признании приоритетности проблемы ограничения прав и свобод человека, но различие в понимании значимости проблемы низкого уровня жизни населения, проблем в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения. Важным выводом работы является понимание центральной роли кураторов в процессе репрезентации образов социальных проблем в выставочных пространствах. Для анализа их деятельности автор удачно использует концепцию «публичных арен», представляющей куратора в качестве функционера, определяющего, какие проблемы будут освещены в поле выставочного проекта. Куратор здесь выступает как главный посредник, осуществляющий отбор работ, порядок и формат их представления. Наделение тех или иных процессов в обществе статусом социальной проблемы, привлечение к ним внимания общественности в значительной мере зависит от деятельности куратора, который в свою очередь ограничен институциональными рамками выставочных пространств. Все выше сказанное позволяет говорить о том, что за время обучения А.А. Карбасова в полной мере овладела основными профессиональными компетенциями, предусмотренными учебным планом магистратуры по направлению подготовки «Социология», а ее выпускная квалификационная работа заслуживает высокой положительной оценки. 08.06.2018 г. Пивоваров Александр Михайлович, к.с.н., доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ