РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры Института философии СПбГУ Байчибаевой Камиллы Кудратовны на тему: «Этическая составляющая в контексте медиативного урегулирования конфликта» Тема выпускной квалификационной работы Камиллы Кудратовны Байчибаевой является оригинальной и практически не рассмотренной в отечественной литературе. Ее новизна не вызывает сомнений, и перед автором стояла непростая задача освоить новый пласт проблем, связанных с применением медиации и конфликтологического консультирования. В то же время тема исследования является актуальной, так как по мере расширения и распространения медиационной практики специалисты все чаще сталкиваются с этическими проблемами. Камилла Кудратовна задалась целью провести анализ роли и значимости этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта и создаваемом им контексте. объектом исследования является медиативное урегулирование конфликта, предметом – этическая составляющая в нём и контексте, им создаваемом. Исходя из поставленной цели, автор реализовывал в работе следующие задачи: определить понятие медиативного урегулирования конфликта и контекста, им создаваемого; определить понятия этики и этической составляющей; выявить этический компонент в деятельности специалиста-медиатора; изучить, каким образом этический компонент представлен в деятельности специалиста-конфликтолога, а также оценить и проанализировать его значение в заданном контексте. Камилла определила контекст медиативного урегулирования конфликта как сферу и особенности применения медиативного подхода, то есть, базовых технологических приемов медиации непосредственно в самой медиации и в конфликтологическом консультировании. Автор глубоко проанализировал базовые понятия, использованные в работе, проследил понимание этики и этической составляющей у различных авторов. Представляет интерес сопоставление этических кодексов специалистов разных так называемых «помогающих» профессий и выявление специфики этических требований к деятельности медиатора, определяемых высокими стандартами соблюдения нейтральности, беспристрастности и следованию другим базовым принципам медиации. Поставленные задачи последовательно реализуются автором в 3 главах, содержащих 6 параграфов, что позволяет автору полноценно раскрыть тему исследования. В конце параграфов и глав сделаны адекватные выводы, которые в обобщенном виде помогают автору подвести обобщенные итоги работы. Автором было предпринято эмпирическое исследование этических компонентов и этических проблем, с которыми сталкиваются специалисты, применяющие медиативный подход в рамках медиации и конфликтологического консультирования. Представляется ценным составленный автором на основе пилотного исследования опросник, включающий типичные и предполагаемые трудности и вариации в плане соблюдения этических норм. Интересны и данные, полученные а результате опроса 36 специалистов с разным опытом работы в соответствующей сфере. Работа написана хорошим литературным языком, грамотно, ее оформление в основном соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной работе. В конце глав и параграфов сформулированы четкие выводы, в заключении отражены обобщенные итоги исследования. Работа самостоятельная, с оригинальным авторским взглядом на обсуждаемые вопросы, логично выстроена в соответствии с поставленной автором целью, результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют адекватно раскрыть заявленную тему. Несмотря на несомненные достоинства работы, можно высказать ряд существенных замечаний. В тексте ряда параграфов наблюдаются признаки незавершенности и спешки. Стиль изложения по временам ближе к художественному, чем к научному. Есть пожелания к форматированию текста, нередко он не разделен на смысловые куски-абзацы, что затрудняет восприятие. Хотелось бы видеть в работе больше литературных источников, есть ощущение, что они попросту не дописаны в тексте, тем более, что у некоторых из них нет и полного библиографического описания. Богатый материал эмпирического исследования не получил в тексте полноценного обсуждения, их описание выглядит бедно. Хочется пожелать автору более тщательно проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы помимо тех, что уже наличествуют в работе. Эти недостатки, к сожалению, существенно снижают уровень работы и ухудшают впечатление от нее. Несмотря на высказанные замечания, работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным исследованиям, и заслуживает удовлетворительной оценки. 23 мая 2018 г. Вахнина Е.Г., канд. филос. наук, доцент