ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе Елены Константиновны Хрипун «Терминология обряда Крещения в памятниках III века», представленной на соискание степени магистра лингвистики по направлению 45.04.02 «Лингвистика» образовательной программы «Языки Библии». Выпускная квалификационная работа Е. К. Хрипун посвящена исследованию довольно сложной для истории христианского богослужения проблемы – рассмотрению того, как в христианской Церкви формировалась традиция, связанная с приобщением к вере новообращенных ее членов. К сожалению, для раннего периода истории христианства мы располагаем лишь краткими свидетельствами об этом процессе, что объясняется с одной стороны тем, что Церковь, будучи преследуемой и гонимой, тщательно скрывала детали этого действа от посторонних, а с другой стороны, тем, что сам порядок принятия новых адептов еще не сложился и не бы закреплен каким-то каноническим регламентом, единым для всех христианских общин. Именно этим определяется актуальность работы Е. К.Хрипун и значение ее выводов для теории и практики исторической литургики. В основу работы положены два сочинения первой половины III в. – «Деяния Иуды Фомы» и «Апостольское предание», которые происходят из восточного и западного регионов христианского мира и которые являются уникальными, поскольку дают достаточно материала для изучения последовательно действий при Крещении. Оба источника имеют запутанную текстологическую историю, и для того, чтобы в ней разобраться, Е. К. Хрипун пришлось провести детальный источниковедческий анализ, в котором она опиралась и на современную научную литературу, и на современные издания текстов, а также, для «Деяний Иуды Фомы», на свои собственные наблюдения, сделанные при написании бакалаврской работы. За время обучения на кафедре библеистики, Е. К. Хрипун в достаточной мере овладела несколькими древними (древнегреческим, древнееврейским, сирийским, латинским) и современными языками, что позволило ей разобраться в текстах и в научной литературе. Содержание работы соответствует заявленной в заглавии темы, поскольку основное внимание в ней обращено на изучение основной терминологии чина Крещения. Эта терминология не только оказалась общей для этих двух сочинений III в., но и представлена в современном чинопоследовании Крещения. Результаты контекстного анализа терминов по разноязычным источникам даны в таблице, имеющейся в Приложении. Наглядность работе придает и то, что Е. К. Хрипун дополнила реконструкцию текста «Апостольского предания», проведенную Б. Боттом, составленной ею стеммой, на которой ясно видна динамика распространения этого произведения на различных языках и в различных регионах христианского мира. Структура ВКР соответствует задачам исследования, изложенным во Введении, а выводы можно признать вполне корректными. Недостатками работы можно признать, во-первых, то, что зачастую без объяснения остается некоторая специфическая научная терминология, хорошо знакомая автору ВКР, но малопонятная постороннему читателю ее работы. Во-вторых, хотелось бы видеть в работе не только анализ ключевых концептов, а тотальное рассмотрение всей терминологии, зафиксированной в выявленных контекстах Приложения. Однако, несмотря на эти недостатки, полагаю, что выпускная квалификационная работа Е. К. Хрипун может быть оценена положительно. 06.06. 2018 Научный руководитель, д.и.н., проф. Е. Н. Мещерская