Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Д.В.Фоминой "Елизавета I Английская: историческая личность и кинематографические интерпретации". Елизавета I Английская является одной из наиболее ярких личностей в мировой истории и много веков вызывает интерес у представителей творческой сферы: художников, поэтов, драматургов, режиссеров. Ее биография представляет захватывающий круг самых неожиданных ("сюжетных") поворотов, а эпоха ее правления сыграла огромную роль не только в истории Англии, но и в мировом историческом контексте. Таким образом, Д.В.Фомина в качестве темы для магистерской диссертации выбрала сложный, многоступенчато - контекстный материал. Разумеется, невозможно рассмотреть образ Елизаветы во всех творческих плоскостях одновременно, поэтому автор ограничилась художественным кинематографом XX - начала XXI вв. Тем не менее, в тексте работы присутствует достаточно подробный анализ исторической личности королевы, включающий, в частности, присутствие ее образа в работах художников и литераторов (поэтов) середины XVI- начала XVII вв. Д.В.Фомина проводит логическую связь между прижизненными изображениями Елизаветы, их характером и метафоричностью, соединяя этот сюжет с художественным кинематографом. Историографическая база магистерской диссертации хорошо проработана и включает десятки англоязычных названий (монографии, научные статьи, интервью с режиссерами и актрисами, исполнявшими на экране роль королевы Елизаветы). Выбор художественных фильмов, проанализированных в диссертации, представляется логичным: 11 фильмов, в которых Елизавета предстает как главной героиней (в исполнении Сары Бернар, Бетт Дэвис, Кейт Бланшетт), так и героиней второго плана (Джуди Денч, Ванесса Редгрейв, Квентин Крисп). Следует отметить, что в реальности королева представала перед подданными в разных ипостасях, что позволяет говорить об упрощении задачи, впоследствии стоявшей перед актрисами: каждая из них могла выбрать то "лицо" Елизаветы, которое было ей ближе и интереснее. Д.В.Фомина убедительно раскрывает режиссерские концепции фильмов, представленных в работе (внимание к личной жизни королевы; проблематика официальной пропаганды; последние годы правления и наступившая старость). Конечно, остается сожалеть, что за рамками данного исследования остались авторские проекты, в которых также присутствует образ Елизаветы I Английской (например, "The Last of England" Д.Джармена) или телесериалы BBC, имеющие сходную тематику. С другой стороны, это оставляет перед автором диссертации поле для последующих разработок данной темы. В заключении хочется отметить, что магистерская диссертация Д.В.Фоминой соответствует всем предъявляемым к работам такого уровня стандартам и заслуживает высокой оценки. Научный руководитель: к.иск., доцент Института истории СПбГУ Е.С.Кащенко