РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Фоминой Дарьи Валерьевны по теме «Елизавета I Английская: Исторический образ и кинематографические интерпретации» Представленная Д. В. Фоминой работа посвящена излюбленной героине мировой художественной культуры – королеве Елизавете I. Образ английской правительницы неоднократно появлялся на живописных полотнах и страницах литературных произведений. Неудивительно, что кинообразы Елизаветы I также многочисленны и разнообразны. Актуальность данной работы обусловлена отсутствием в современной киноведческой литературе комплексного исследования представления английской королевы в кинематографе и трансформации ее образа в разные периоды истории XX – начала XXI века. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, списка источников и литературы, а также иллюстративного приложения, включающего портреты королевы Елизаветы I и актрис, воплотивших ее образ на экране. Структура исследования продумана и соответствует поставленным перед ним задачам. Во введении представлены источниковедческий и историографический обзоры. Отметим, что Д. В. Фомина в равной степени знакома с трудами как российских, так и зарубежных киноведов. В списке источников и литературы приведено свыше 60 названий работ английских и американских авторов, а также англоязычных интернет-ресурсов. Большая часть исследований написаны в 1990–2000-х годах и аккумулируют актуальные научные достижения в интересующей автора области. Заявленная в названии тема полностью раскрыта в исследовании. Первая глава посвящена биографии Елизаветы I и воплощению ее образа в литературе и живописи середины XVI – начала XVII веков. Автор рассматривает как усилиями самой королевы, ее ближайшего окружения, поэтов и художников Елизаветинского времени формировались главные отличительные черты образа Елизаветы I, неотделимые от представления о ней до настоящего времени. Во второй главе Д. В. Фомина рассмотрела воплощение образа королевы Елизаветы I в исторических костюмных фильмах первой половины XX века, а в третьей – в фильмах конца XX – начала XXI века. Всего автор проанализировала одиннадцать художественных фильмов, в которых Елизавета I показана именно как правительница. Проведенное исследование позволило автору сделать обоснованные выводы об эволюции образа королевы в кинематографе. Диссертация Д. В. Фоминой живо написана и читается с интересом. Однако подчеркивая достоинства работы необходимо высказать автору ряд пожеланий и замечаний. Не совсем понятны принципы организации списка источников и литературы. Например, выделение раздела со справочными изданиями, в котором собственно справочником является только одно из них (словарь Дж. Холла). Стилистических погрешностей в тексте диссертации почти нет. Однако следует обратить внимание автора на наличие некоторого количества опечаток. Отмеченные замечания носят частный характер и не могут изменить благоприятного впечатления от представленной работы, которая является самостоятельным исследованием, выполненном на хорошем уровне, и, несомненно, заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент, к.и.н., старший методист Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина 23 мая 2018 г. /Л.В. Завьялова/