Рецензия на магистерскую диссертацию студентки Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ по направлению «Международная журналистика» Ильенко Юлии Игоревны "Медиатехнологии США по удержанию мирового лидерства" Магистерская диссертация Ю.И.Ильенко посвящена исследованию информационных технологий СМИ, реализация которых позволяет Вашингтону в значительной степень эффективно проводить информационной политику страны по поддержанию и обеспечению мирового лидерства. Целью работы является выявление значения медиатехнологий в позиционировании и поддержании в глобальном информационном пространстве роли США как мирового политического лидера. Актуальность и практическая значимость заявленной темы в условиях современной геополитической обстановки, учетом роли средств массовой коммуникации в реализации Американской администрацией целенаправленной информационной политики, в особенности, в кризисных ситуациях, не вызывают сомнения. Замечу, что данная проблематика, поднятая и проанализированная в работе Юлией Игоревной, чрезвычайно актуальна не только для сферы международной журналистики, но и дипломатии. В связи с известными событиями, получившими неофициальное обозначение "новой холодной войны", критически растет информдавление, медиаресурсы используются для подготовки общества к определенным, в т.ч. и насильственным, шагам на международной арене. Данная работа будет полезна теоретикам в области международных отношений, так как в ней систематизирован большой объем информации о геополитике США, реализуемой посредством использования медиатехнологий. Также исследование актуально для практиков в сфере международной журналистики благодаря наличию качественного контент-анализа актуальных публикаций ведущих СМИ США. Научная значимость магистерской диссертации Ю.И.Ильенко не вызывает сомнений, в первую очередь - благодаря обстоятельному прослеживанию внутренних тенденций развития американских СМИ с актуальными внешнеполитическими установками Вашингтона. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, которые поделены на восемь семь параграфов, заключения, списка использованной литературы. В качестве объекта исследования выбраны ведущие медиа США, предметом работы выступают, как заявлено, информационные технологии СМИ, реализуемые информационной политикой США по поддержанию и обеспечению мирового лидерства. Хотелось бы отметить, что магистерская диссертация Ю.И. Ильенко производит достаточно благоприятное впечатление. Остановимся подробнее на ее достоинствах. Обращает на себя внимание теоретическая часть исследования, которая подготовлена как с использованием признанных трудов по журналистике и массовой коммуникации, так и актуальных работ, связанных с внешней политикой и политикой безопасности США. Проанализирован большой блок научных статей российских и зарубежных исследователей, исторической литературы, социологических работ. Условно исследование можно поделить на три части. В первой автор подробно исследует связь актуальной геополитики и медиатехнологий США. На базе большого объема теоретической литературы приводится дефиниции основных терминов и понятий, которые были задействованы в работе. На многочисленных исторических примерах Юлия Игоревна прослеживает этапы переплетения в США внешней политики и медиа-ресурсов. Делается вывод о критической важности информационных технологий для продвижения интересов Вашингтона во вне. Затем автор довольно подробно останавливается на преимуществах американских СМИ, которые и привели как к количественному господству американского вещания в информпространстве, так и способности, зачастую в нажимном стиле, формировать его по главным вопросам внешнеполитической, в особенности, трансатлантической повестки. "В плюсе" следует отметить, что теоретическая часть магистерской диссертации имеет аналитический, а не описательный характер. Автору удается достаточно логично совместить особенности внешнеполитической линии США с тенденциями развития СМИ, выделить обоснования этого процесса в научной литературе. Вследствие того аргументы, представленные автором в итоговых суждениях, выглядят весьма убедительно. Вторая часть магистерской диссертации посвящена исследованию векторам экспансии США на современном глобальном информационном рынке и медиатизация американской политики. Анализ данной проблематики дается по ряду важных направлений: исследуются характеристики американских корпораций, значимые точки их развития, особое место "качественных" СМИ, влияние информационных агентств. Третья часть посвящена практическим моментам информационной борьбы США по удержанию мирового лидерства. Исследуется политика США по отношению к РФ и КНР подробно исследуется на примере материалов журнала “Foreign Policy”, изданий “The Washington Post”, “The New York Times” и “The Wall Street Journal”. Применительно к этой главе следует отметить серьезный объем и детальный анализ эмпирического материала. Объем изученных материалов полагаем достаточным для вынесения обоснованных суждений. Использование метода сравнительного анализа позволило автору не только выявить прямую корреляцию публикаций с внешнеполитическими установками американских элит, но и охарактеризовать их различные - в некоторых вопросах - цели и задачи как на политической карте мира, так и в американском политическом дискурсе. Выводы, представленные в заключении, в целом представляются нам аргументированными. Вместе с тем, формат рецензии предполагает наличие замечаний к магистерской диссертации. В их числе можно отметить следующее. Во-первых, полагаем, что автор несколько упустил из вида, что современное информационный аспект удержания мирового лидерства связан в США, наряду с политикой и практикой СМИ, с активной и целенаправленной информационной работой министерств и ведомств. Материалы о подобной деятельности имеются в свободной доступе. Во-вторых, работу обогатило бы использование сравнительного анализа информационной составляющей во внешнеполитических доктринах США. Она достаточно четко прослеживается "от президента к президенту" и находит практическое воплощение в динамике работы американских СМИ и ведомственных ресурсов "на внешний рынок". В-третьих, несколько упущен из виду "цифровой" аспект сохранения информационного лидерства США (программы Web 2.0 и др.). Так же представляются спорными некоторые суждения автора применительно к информационно-политическому ландшафту мира, форматируемому Вашингтоном. К примеру, на с. 53: "сферы влияния на международной арене теперь распределяются в интересах глобальных сетевых структур". Высказанные замечания, на наш взгляд, не влияют на общий достойный уровень представленной работы и имеют скорее рекомендательный характер. В заключение можно сказать о том, что магистерская диссертация Ю.И.Ильенко является завершенным исследованием и отвечает предъявляемым к такому роду работ требованиям, что позволяет рекомендовать государственной аттестационной комиссии оценить ее положительно. Багай А. В., канд. полит. наук, 2-й секретарь МИД России