Рецензия на магистерскую диссертацию студента Куликова Даниила Владимировича по теме: «Задачи математического моделирования транспортных потоков мегаполиса» Структура работы: представленная работа объемом 44 страницы состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии. Эффективное функционирование транспортной системы города – важнейший фактор обеспечения его жизнедеятельности и показатель уровня жизни населения. Несмотря на то, что в последние годы многие мировые мегаполисы в своей политике делают акцент на развитие общественного транспорта и немоторизованных видов передвижений, привлекательность использования индивидуальных автомобилей практически не снижается. И в городах России по-прежнему наблюдается рост уровня автомобилизации населения, диктующий необходимость развития улично-дорожной сети и более эффективного ее использования. Внедрение интеллектуальных транспортных систем, совершенствование организации дорожного движения, широкое распространение мобильных систем навигации позволяют существенно повысить эффективность работы транспортных систем городов, особенно в зонах исторических центров, где ограничена возможность прокладки новых магистралей или строительства транспортных сооружений. В этом смысле представленная работа, посвященная развитию математических методов совершенствования движения на улично-дорожной сети городов, является чрезвычайно актуальной. Целью работы являлось изучение существующих математических моделей транспортных потоков, исследование актуальных задач по оптимизации дорожного движения, разработка собственных алгоритмов для решения рассмотренных задач, применение алгоритмов на реальных участках в крупном городе России. В первой главе автор подробно изучил и описал разработанные к настоящему времени модели, касающиеся описания движения потока транспортных средств на улично-дорожной сети. Во второй главе автором представлены модели, которые совершенствуют и развивают имеющиеся в мировой практике наработки в части оптимизации условий движения транспортного потока на УДС и перекрестках. Автором предложена модель оптимизации движения транспортного потока на участке сети, а также ее реализация на программном уровне. Третья глава посвящена апробации разработанных моделей на примере двух районов С.-Петербурга. Демонстрируются результаты, показывающие существенное улучшение движения на за-данных участках, а также данные, по которым тестировалась написанная программа, и ее реализация. Важно отметить, что автор разработал подходы, дополняющие и развивающие уже существующие методы моделирования, но ориентированные на решение новых актуальных задач. Результаты работы имеют несомненную практическую значимость. Разработанные и апробированные модели могут найти применение как для использования в мобильных приложениях, ориентированных на участников движения, так и для совершенствования методов организации управления движением, в частности, в составе разработки автоматизированных систем управления дорожным движением. Следует отметить, что заявленная автором тема выпускной работы «Задачи математического моделирования транспортных потоков мегаполиса» предполагает более широкий охват задач, связанных с использованием математических моделей, не ограничивающихся комплексом задач оптимизации движения на перекрестках и участках улично-дорожной сети. Так, в работе не упомянуты модели городского (агломерационного) уровня, описывающие распределение по видам передвижений, формирование матриц спроса на межрайонные корреспонденции, расчет интенсивности автомобильных и пассажирских потоков и т.д. В этом смысле, корректнее было бы изначально очертить круг изучаемых и совершенствуемых в работе моделей в контексте всего имеющегося спектра транспортных (транспортно-градостроительных) моделей. Также следует отметить, что предлагаемые автором модели могут быть использованы не только в мегаполисах, но и в небольших городах или на автодорожной сети вне населенных пунктов. Акцентирование же на создании моделей для мегаполисов предполагает изучение их внутренней планировочной и функциональной структуры, что отражено в работе в очень слабой степени: учет функциональной неоднородности представлен только при рассмотрении модели крестообразного перекрестка (раздел 2.2). Считаю, что, несмотря на отдельные методические недостатки, представленная выпускная работа может быть оценена достаточно высоко и рекомендована к защите.