Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ЛИХОЛОБОВОЙ Ксении Дмитриевны по теме Визуальная цитация в российской фотодокументалистике Научный руководитель – кандидат филол. наук, ст. преподаватель Н. С. Кипреева Кафедра медиадизайна и информационных технологий Предлагаемая диссертация посвящена одной из самых актуальных проблем современной науке о визуальных коммуникациях. В главе первой «Визуальная цитация как часть культуры постмодернизма» диссертантом рассматриваются теоретические подходы к пониманию интертекстуальности в визуальных медиакоммуникациях. Автор подробно рассматривает сущность процесса визуального цитирования, его связь с филологическим и культурологическим пониманием интертекста. Особое внимание уделяется анализу отношений автора с аудиторией в процессе расшифровки смыслов в контексте функциональных особенностей визуальных цитат. Нужно отметить разностороннюю научную эрудицию диссертанта – в обзоре достаточно грамотно сочетаются точки зрения представителей различных наук, так или иначе связанных с ключевыми понятиями исследования: от представителей классической, семиотически ориентированной теории текста (М.М. Бахтин, Иванов В.В., Барт Р., Арутюнян Ю.И., Сметанина С. И.) до известных ученых-экспертов в области современной архитектуры (Добрицына И. А), рекламы (Горбачева О. Н., Каменева В. А., Михалкович В. И.) и психолингвистики (Дридзе Т. М., Леонтьев А. Н.). При этом источники, на которых основана теория вопроса, можно признать вполне современными. В целом первая глава формирует достаточно четкое представление о процессах, обусловивших трансформацию функций документальной фотографии в условиях интериконичности и интермедиальности. Диссертантом успешно решены первые три задачи исследования: сформулированы теоретические основы визуального интертекста; представлен генезис связанных с ним основных понятий и концепций; определены типичные формы проявления визуальных цитат в документальной фотографии Во второй главе «Визуальная цитация в российской фотодокументалистике» рассматривается формообразующая функция визуальных цитат в современной российской фотодокументалистике на материале публикаций С. Я. Максимишина и Коммерсант.ru. Диссертант представляет в двух параграфах качественный анализ работ известного российского фотографа и редакции Коммерсант.ru, описывая в случае каждой фотографии механизмы превращения фотодокумента в палимпсест. В ходе анализа примеров автор достаточно наглядно показывает механизмы возможной интерпретации изображений в культурно-ассоциативном поле массовой аудитории. Таким образом, можно говорить о решении еще двух задач исследования, связанных с классификацией эмпирического материала и выявлением функциональных особенностей визуальных цитат в работах документальных фотографов. Таким образом, в целом диссертация раскрывает заявленную тему, ее структура релевантна задачам исследования и методологически обоснована. Между тем в диссертации имеются и слабые стороны. Первой из них можно назвать недостаточную концептуальную проработку практической части. Осуществляя качественный анализ, автор ВКР подробно описывает механизмы смыслообразования, но совершенно не обосновывает его факторы - хотя и называет их (прецедентный образ, интенция автора, игра с фоновыми ассоциациями и культурным контекстом). Перед тем, как использовать комплекс данных понятий, стоило уделить им некоторое внимание в теоретической части, так как именно они ответственны за формирование интертекстуального восприятия. И если, например, можно говорить об определенном стиле Коммерсанта, то должна существовать и какая-то типология, особенности взаимодействия данных факторов, специфичная для данного стиля. Вторая слабость работы кроется в ее методологии. Автор делает достаточно масштабные выводы о специфике интертекстуальности во всей отечественной фотодокументалистике (и даже шире – «современного российского медиаполя», стр. 77), но при этом ограничивает эмпирическую базу примерами из фотоподборок одного издания и одного автора. Стоило обосновать репрезентативность именно данных объектов исследования, или уменьшить масштаб выводов. Кроме того, остаются неясными критерии сопоставления монографического корпуса публикаций одного автора (С.Максимишина) и целой редакции, в которой по определению авторство имеет коллективный характер. Наконец, в методах исследования заявлена фокус группа, однако в тексте отсутствуют ее описание и критерии формирования. Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Доктор социологических наук, Профессор Кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ ВШПМ СПбГУПТД Шелонаев Сергей Игоревич