Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студента очной формы обучения Образовательная программа «Востоковедение-африканистика» Профиль «Культура народов Азии и Африки» Лебедевой Параскевы Викторовны ПРАВОСЛАВИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ Магистерская диссертация П.Лебедевой – новая тема, к которой она решила обратиться при написании магистерского исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения с таблицами. В центре внимания диссертации – обзор истории православия в Грузии, почитание в современном грузинском обществе персоны католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, а также новых святых, обзор новейших практик и культов, возникших за последние 20 лет на фоне всеобщего бума на религию и церковный образ жизни. К новым культам грузинской православной церкви Параскева относит канонизацию юродивого Гавриила Ургебадзе, в связи с личностью которого в грузинском обществе за последние 20 лет разгорелись нешуточные страсти. Культ старца Гавриила еще при его жизни стал обрастать легендами, а после смерти и скандалами, газетными утками, письменной фиксацией устного нарратива, в котором уже невозможно отличить правду от народных вымыслов. С историей канонизации известного писателя и поэта, общественного деятеля и патриота своей страны Илии Чавчавадзе, при канонизации получившем имя святого Илии Праведника, связана не столько народная воля, сколько намеренная политическая мера. Рассмотрение двух народных героев начала XX и начала XXI веков через призму истории их канонизации Грузинской православной церковью, два кардинально разных пути юродивого старца Гавриила и поэта, общественного деятеля Илии Чавчавадзе, кажется удачным подходом, когда на контрасте жизненного пути двух личностей выявляется актуализация и «истинность» одного из них. Мы видим, как предпочтение отдается новому святому-чудотворцу – старцу Гавриилу, дарующем страждущим исцеление на его могиле, но не Илье Чавчавадзе, бывшем святым для своих современников, больше при жизни, чем после своей кончины. Третья глава, касающаяся анализа религиозности в сети Интернет, по праву считается наиболее самостоятельной и новаторской в диссертационном исследовании П.Лебедевой. Почти у каждого жителя Грузии есть личный аккаунт в сети Фэйсбук, а с учетом общей религиозности и воцерковленности грузинского населения, многие состоят в различных сообществах на религиозную тематику. Параскева провела исследования на материале контента сообществ в Фэйсбуке, просматривая не только фото-/видеоматериал, но и комментарии к ним. Проведя количественный анализ, она приводит в Приложении таблицы публикаций с наиболее частотными репостами, высказываниями, словами и упоминаниями, на основе чего и строит свои предположения об особой популярности тех или иных святых или культов среди грузинских христиан. Часть материала Параскева собирала самостоятельно, в «поле» в период с 1.01.2017 по 1.01.2018 гг. Как научный руководитель я постоянно наблюдала огромный интерес к исследуемой теме, проводила регулярные консультации по теме исследования. Безусловно, помимо положительных качеств исследования П.Лебедевой, в работе есть основной минус – отсутствие теоретической базы. Отсутствие или неполноценное применение методологической базы вообще характеризует работы студентов-востоковедов, так как изучение нескольких восточных и европейских языков отнимает большую часть времени учебного процесса, не оставляя возможности вникнуть в теоретический материал для осмысления фактического материала. Так и в случае с исследованием Параскевы – быстрое и полное погружение в качественно новый для нее материал требовал гораздо больше времени. Допускаю предположение, что материал Главы 3 оказался настолько обширным и трудоемким, что для его осмысления и тщательного анализа у магистрантки не оставалось физической возможности и времени. Тем не менее, Параскеве удалось самостоятельно собрать уникальный фольклорный материал, полностью погрузиться в работу и в срок предоставить авторское исследование, которое в будущем может стать основой для многочисленных публикаций и кандидатской диссертации в случае продолжения обучения в аспирантуре. Материал, собранный П.Лебедевой, являясь новейшим и быстро изменяющимся, можно рассматривать попыткой уловить текущие тенденции духовной жизни современного грузинского общества. Полностью понимая проблемы, связанные с подобным новейшим материалом, как научный руководитель, я ставила перед Параскевой те проблемы, которые она была в состоянии решить. Исходя из сказанного, в рамках поставленных целей и задач, на мой взгляд, студентка справилась с поставленной задачей. Работа Параскевы Лебедевой выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР СПбГУ и заслуживает высокой оценки. К.и.н., ст. преподаватель Кафедры ЦАиК Диана Кикнадзе