Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося Аудаха Раида Яхиаевича на тему Специфика визуального контента в научно-популярных СМИ Актуальность темы диссертационного исследования, предлагаемого к защите, не подлежит сомнению в силу бурного развития научно-популярной журналистики в мире и особого значения в ней визуальных медиаформатов. И в зарубежной, в отечественной научной литературе вопросы научной визуализации представлены крайне слабо – большинство источников сосредоточены на вопросах творческого проектирования. Поэтому попытка научного исследования современного состояния данной проблемы безусловно заслуживает внимания. В главе первой («Особенности научно-популярных изданий») диссертант подробно рассматривает типологические и стилистические особенности научно-популярной журналистики, имеющие ключевое значение для предмета своего исследования, а также определяет коммуникативную специфику визуального контента в поликодовом тексте. В качестве теоретических предпосылок также рассматриваются коммуникативные модели Р.О.Якобсона и Ю.М.Лотмана, с помощью которых диссертант формулирует концептуальный вопрос своего исследования: в фокусе внимания оказывается проблема искажений в коммуникации «автор - визуальный текст - читатель» - т.н. «коммуникативных шумов». В целом диссертанту удается создать достаточно ясное представление о теоретических аспектах визуальной коммуникации в научно-популярной журналистике. Междисциплинарный ракурс и оригинальная интерпретация семиотических принципов применительно к визуальной коммуникации свидетельствуют о научной эрудиции автора и достаточно высокой степени научной новизны. Во второй главе диссертант обращается к эксперименту по восприятию графических иллюстраций в научно-популярных изданиях, суть которого – определение испытуемыми темы и общей семантики публикации на основании ассоциаций, вызванных изображением (без текста). В ходе интерпретации результатов тестирования автор ВКР делает выводы о стратегии использования определенной редакцией визуального контента и коммуникативном потенциале доминирующих жанров визуализации. Оценивая эту часть работы, можно признать предлагаемые критерии анализа в достаточной степени обоснованными, а методику эксперимента признать достаточно валидной. Главным содержательным достоинством представленного исследования является успешная разработка методики оценки коммуникативной эффективности визуального контента в научной периодике, связанного с редакционной стратегией издания. В процессе рецензирования появились и замечания к тексту ВКР. Во-первых, можно отметить несколько односторонний характер выводов эксперимента – в полной мере автору удалось показать только основные тенденции в организации визуального ряда, отвечающие принципам редакционной стратегии. Однако главная проблема теоретической главы – проблема снижения коммуникативных шумов – в выводах не упоминается. Ключевой вопрос исследования – критерии, по которым можно отобрать «грамотную ассоциативную иллюстрацию, позволяющую читателю декодировать сообщение, даже не обладая необходимыми для этого знаниями в той или иной научной области» (стр. 88) - остался не решенным. Во-вторых, есть вопросы к обоснованию методологии исследования. Судя по тексту, диссертант использовал в эксперименте метод свободных ассоциаций. Однако нигде в ВКР не оговариваются особенности и принципы его применения в данном конкретном случае. Между тем тестируемые издания, как это следует из текста ВКР, довольно значимо отличаются по профилю своих аудиторий: уровень визуальной компетентности читателя «Науки и жизни», например, довольно сильно отличается от уровня читателя «Вокруг света». Поэтому метод свободных ассоциаций нуждается в адаптации к задачам исследования. В-третьих, довольно странно формулируется название второй главы – «Изучение эмпирического материала». Такая формулировка некорректна. В-четвертых, автор часто путает инициалы Ю.М.Лотмана. Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором диссертации. Можно говорить о достаточном раскрытии заявленной темы и соответствии структуры работы поставленным задачам. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Доктор социологических наук, профессор Кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ СПбГУПТД Шелонаев Сергей Игоревич